Популярное краеведение. Челябинск в 1958 году

Sep 29, 2022 19:56













Каталог особо опасных и необычных явлений погоды и атмосферы на Среднем и Южном Урале. Часть I. Свердловск. 1977 г.: 8-9 февраля по данным Челябинского гидрометеорологического бюро максимальная скорость ветра в городе составляла 25  метров в секунду. В результате чего в Челябинске оказались поврежденными линии  связи.  На Южно-Уральской железной дороге  оборваны  контактные  сети  при  падении деревьев  на  железнодорожное  полотно,  из-за  чего  было задержано движение 8  поездов. На аэродроме повреждены 4  самолета  Ил-12 и Ли-2.





Александр Моисеев «Друзей моих прекрасные черты». Часть 1. 1956-1967 годы. Челябинск, 2010 год: Почему-то  у  меня  сохранилось  лишь  одно  первокурсное фото. Весна Пятьдесят восьмого года. Ее венчает символ наших сплошных субботников - лопата. Держат ее Володя Лев и Коля Ляпин. Я рядом. Над одним моим ухом сын Героя Коля Собко, над другим, как всегда с улыбкой во все лицо, Эмма Факова. Медалями мы не хвастались, но едва ли не половина среди нас были медалистами. Остальные очень твердые «хорошисты», по знаниям кое-кто и медалистам не уступит. «Блатных»  (не  уголовно,  а  по  договору)  было,  однако лишь Барыкин, Пасмакин и я в графе «социальное положение» писали «из рабочих». Сплошная «прослойка» - интеллигенция, преимущественно техническая. Пап-мам - оборонщиков за десяток: танкисты ЧТЗ, станкомашевцы, сороковцы.



1 мая



1 мая













Дневник И.Л. Вандышева//Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. З. Челябинск, 2002 г.: 1958 г. 5 июля.  Сегодня  суббота,  ходил  в  Фонд,  продана картина  «Старая  Челяба»  в дом  отдыха  «Кисегач».

2  августа.  Вчера  увез  в галерею  свои  работы  для оформления  выставки.  В  галерее  указали  место  в  нижнем этаже, довольно пыльное и грязноватое. К  моему удивлению, директор нисколько не обратил  на  это  внимания. Стали просматривать  на  этом сорном  месте  (такова  у  нас привычка в быту). Если бы увидел  Фехнер,  как  с  его  работами,  так  аккуратно  сложенными,  стали  небрежно  обращаться.  Даже  несколько  вещей  графики  повалились  на грязный  пол.

6  сентября.  Завтра  иду репетировать на телевидение. Выставка  троих  старейших художников  организуется. Работы  монтируются.  Моих работ  набралось  больше  150 штук.

14  сентября.  Вчера,  в субботу,  была  открыта  наша выставка  трех  «старейших», как  подобает,  с красной ленточкой, малой речью, с нашими  биографиями  художественной деятельности каждого в отдельности, кое-кто (вынужденно)  поздравил,  потрясая  за  руку.  Так  все  бедно, формально,  что  ни  что  не сулит  в  поддержке  нашего бедного  положения,  особенно моего.  Шумок  пройдет, и опять  пойдут  нудные  унылые дни  в  моем  гнилом,  холодном,  темном  углу.  Чинуши, проходя  мимо  «юбиляра», задирая  нос,  смотрят  на табличку,  написанную бронзой,  «Адрес»,  не  замечают лица  художника.  Это те, которые  боятся  брючки  замарать,  пройти в грязные  конуры  некоторых  челябинских художников,  хотя  бы  и  в марлевой  повязке  у  носа, смоченной  хлором...  Как  я сер  и  жалок  во  взоре  очей этих  «отцов»  культуры  Челябинска...

22  сентября.  Вчера  в  7 часов  вечера  показывали  по телевидению «Летопись города  Челябинска».  В  начале показали мои 6 работ (музейных):  «Общий  вид  старой Челябы»  (сенной  базар), «Проезд  у  женского  монастыря»,  «Вцд  с  улицы  Уфимской»,  «Алое  поле», «Портрет  Гаврилова» и «У Челябинской  пересыльной  тюрьмы». Перед  показом  картин  прошло мое краткое  сообщение. После  показа  было  знакомство с архитектурным  проектом  нового  Челябинска.  Уже  3-4  дня  идет  снег, доходило  до  сугробов.  Редкостное  явление?!

26 декабря. Сегодня были уполномоченные  от  Советского  райкома  для обследования  жилья,  говорили,  что райком  хочет  помочь  в условиях  для творческой  работы.



Улица Ленина (Свободы)



Двор в Металлургическом районе



ПКиО





Улица Сталина (Российская)

Из воспоминаний Риммы Сергеевны Поскребовой: Летом:  1958  года  во  время грозы и  сильного  ливня мама гладила  белье  на  столе  в  сенях.  Это было в  Челябинске, по улице К. Маркса. Двери сеней были открыты. Внезапно во время сильного разряда в  сени влетел оранжевый шар. Шар диаметром  10 -12  см с  сильным шипением носился  у  маминых  ног,  а  она,  онемев  от  страха,  стояла белая  и ничего не  могла произнести. В полу было небольшое отверстие  - величиной чуть больше  горошины.  Шар метался-метался  и  с  шипением, как в воронку, ушел в это отверстие, не причинив никому и ничему вреда.

Александр Золотов. Мы жили тогда на планете другой... Челябинск, 2004 год: В 1958 году, получив диплом об окончании факультета журналистики МГУ, я приехал по направлению в Челябинск. Прибыл поездом в последний день августа, переночевал в рабочей «общаге» ЧТЗ (парень-попутчик пристроил на ночь) а первого сентября, как и полагалось, вышел на работу. Челябинский областной комитет по радиовещанию и телевидению помещался на последнем этаже здания Главпочтамта на улице Кирова. Но уже через пару месяцев мы, радисты, вместе с руководством комитета перебрались в только что достроенное здание телецентра и телестудии на улице Орджоникидзе, на задах сада имени Пушкина. Хожу по пустующим ещё радийным апартаментам, заглядываю в комнаты. Скученность страшная, столы лепятся друг к другу, да ещё в самой большой и бильярд втиснут.  Заглянул в тёмную комнату, у входа в которую сейчас выключенный плафон: «Внимание, эфир!». Диктор склонился у стола, освещённого настольной лампой, перед ним - микрофон. Рядом - аппаратная, несколько магнитофонов в виде тумб, таких я ещё не видел... Однако вот и начальник, председатель комитета, идёт, этакий розовощёкий бутуз с кустистыми бровями - вполне под стать интерьеру. Одет, словно собрался на рыбалку: прорезиненный плащ, сапоги, надраенные до блеска, фетровая шляпа. Зашёл за ним в крошечный кабинет - стол да бюст Сталина - другие давно его уже выкинули, - присел на стул. Оказалось: никакое обещанное отдельное жильё, да и вообще ничего, даже общежития, мне здесь и не светило.  Деться мне было некуда, так что я довольно быстро смирился. Месяц жил в гостинице «Южный Урал», после работы занимался поиском квартиры в частном секторе. Отыскал, наконец, комнатушку - метров пять квадратных, полуподвальное помещение. Я оказался приписанным к редакции культуры и быта. Как-то ещё в начале работы я напросился на репортаж с Погодиным. Поехали на металлургический завод. Только дальше кабинета парткома не были. Здесь Погодин разыграл воображаемую сцену «У мартена». Красочно описав, как кипит, пузырится, переливаясь всеми цветами радуги, сталь, он беседовал со сталеваром, что привёл парторг цеха. Мне он объяснил: «У настоящей печи шумно. А что до шумов, то они у нас в фонотеке какие угодно есть».

В моей памяти сохранилось 29 октября 1958 года. Вечер был довольно прохладный, прошёл дождь - на асфальте отсветы фонарей. Такую погоду называют мерзкой, а тут несколько сот человек сгрудились перед монументом, затянутым холстиной: предстояло открытие памятника «Орлёнок». Когда торжество завершилось, площадка перед «Орлёнком» обезлюдела: я долго разглядывал его. Памятник понравился, даже очень  - и неожиданностью темы и непривычным для монумента психологизмом. Через неделю я встретился со скульптором Львом Головницким.  Первая его мастерская, а всего их в Челябинске было четыре, оказалась на улице Мира в Металлургическом районе. За матерчатой занавеской ваял былинного деда «Сказ об Урале» - Виталий Зайков.  Лев, чтобы не мешать товарищу,  повёл меня к себе домой. Начали в полдень, но вот уже сумерки опустились, жена пришла, как и он, оказалась скульптором, ребятишек-двойняшек - Павлика и Наташу из садика привела. Чуть ли не в двенадцатом часу ночи возвращался я домой на трамвае, полный впечатлений и радости от встречи с такими интересными и милыми людьми.



Будущий Ленинградский мост

Латышев Ю. Моё Заречье//Хронист. Челябинск, 2019 год: В 1958 или 1959 году началось сооружение моста по нынешнему Свердловскому проспекту. Ранее в Заречье это была улица Володарского, в городе - улица Лесная. До строительства моста в этом месте был деревянный мостик, настил которого то ли снимали на зиму, то ли его смывало весенним паводком. При строительстве моста русло реки в этом месте сузилось. Появилась глубокая яма. Как раз в это время мне купили надувной круг. Вместе со всеми я бухнулся в воду около будущего моста. И не почувствовал под ногами дно. Завопил, что тону. Надо мной стали смеяться: "Ты же с кругом!".

погода, Челябинск, 1958 год

Previous post Next post
Up