Февраль 2014 года

Sep 14, 2022 07:05


Где-то в 2012 году Александр Афанасьевич Золотов опубликовал статью в газете "Челябинский рабочий", где предложил установить на площади Павших революционеров барельеф работы Льва Головницкого "Красный и белый" из триптиха "Мой век". Об этой публикации мне напомнил Кирилл Алексеевич Шишов. Когда я увидел фотографию барельефа "Красный и белый", то был потрясён таким точным предчувствием тех настроений и отношений, которые присущи современному российскому обществу. Эта работа была выполнена в 1985 году, когда мало кто осмеливался так открыто говорить о том, что такое есть "гражданская" война. Лучшего места, чем площадь Памяти Павших, для этого гениального произведения трудно придумать. А именно так или просто как площадь Павших она называлась в 1920-е - 1940-е годы. У Михаила Фонотова взял телефон Золотова, позвонил ему, мы встретились. Александр Афанасьевич рассказал много интересного.



Однако в апреле 2013 года челябинские СМИ бурно обсуждали решение Администрации г. Челябинска, согласно которому предполагалось установить скульптуру "Маски скорби" работы Эрнста Неизвестного на площади Павших Революционеров. Главный и единственный аргумент в пользу этого решения: "По договору с Неизвестным, "Маски скорби" должны обязательно быть в центре города, чтобы прикоснуться к великому произведению смогло как можно больше людей". С другой стороны в Челябинске единственным наиболее разумным местом для установки скульптуры "Маски скорби" является район Золотой горы (Лысой горы) - место захоронения жертв репрессий 1930-х годов написано много статей. В середине февраля я,  Василий Московец и его приятель посетили мемориал "Золотая гора".



14 февраля. День рождения Наташи Корниловских





16 февраля

Увидел старую фотографию кинотеатра «30 лет ВЛКСМ», на которой была памятная доска.  Оказалось, что эта доска лежит в кладовке кинозала бывшего кинотеатра. Ребята из движения «Суть времени» отреставрировали эту доску и 23 февраля установили её на здании бывшего кинотеатра.



23 февраля

В феврале 2013 года я написал о памятнике лётчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака. В течение года при активной помощи Дмитрия Графова я пытался выяснить два вопроса: а были ли погибшие лётчики (лётчик) в Челябинске и где стоял этот памятник. Первый вопрос так остаётся без ответа. Есть только такая версия. В 1918 г. участились перелёты самолётов Красной Армии к белым. Тогда в Красной Армии был издан приказ (это есть в книге Марата Хайрулина), согласно которому при полётах один из лётчиков или наблюдателей должен был быть членом партии или политработником. Политкомиссар Веденеев (его фамилия есть на памятнике на Митрофановском кладбище) подходит под эту версию. А умер он от тифа то ли в 1918 г. то ли в 1919 г. Летал ли он - неизвестно. А так как он имел отношения к самолётам, то после смерти его могилу стали называть могилой лётчика. На второй вопрос нашёл ответ, просматривая сканированные негативы из фонда ЦИНКЧ. С осени 2013 года сканированием фонда фотографий и негативов этого центра я занимался вместе с Женей Клавдиенко. При поиске информации об объектах культурного наследия Челябинска я встретился с директором ЦИКНЧ Дмитрием Семёновым, который разрешил мне брать и сканировать всё, что было интересного в этом фонде.



Красным кружком я обозначил памятник, который поставили в октябре 1927 года.

Эрнст Неизвестный, Корниловских, 2014 год, Челябинск, площадь Восставших, площадь Павших, Головницкий, Золотов

Previous post Next post
Up