Из истории Челябинска. 1771 год

Sep 12, 2022 09:56


Из дневника Петра Симона Палласа: 1771 год. «… Наконец 16 апреля оставил я город Челябинск; оный состоял сперва из одной токмо крепости, построенной противу киргизских и башкирских набегов, но потом, когда Исетская провинция причтена к Оренбургской губернии, то чрез переведенную в оный город воеводскую канцелярию, под ведомством которой состоит 3 уезда: Шадринский, Окуневский и Куртамышский, стал он быть знатным. Он укреплен по образцу здешних крепостей деревянным строением и разделен на правильные улицы; лежит несколько вдоль по правому берегу Миасса и имет одно предместье на левом берегу реки, находящееся, однако ж, на довольно высоком месте, чтоб от наводнений быть безопасну и во всякое время года сухим, по причине покатистого положения и каменистой земли.

В нем находится одна каменная и одна деревянная церковь, также различные изрядные публичные и приватные строения; но большая часть домов построена на деревенский вкус, также и упражнение большой части жителей состоит в хлебопашестве».

«…провинция сия… подает удобность к разведению садов. Всякое обыкновенное огородное растение родится наилучшим образом, а особливо белая репа, которая удивительной величины бывает. Нерадение здешних крестьян причиною, что они о других растениях, кроме простой капусты, репы и моркови, не заботятся…

В мое время поймали татары не далеко от Челябинска соболя, коего однакожь за весьма великую редкость почитали…



В первую неделю марта стояла почти беспрестанно сырая и столь теплая погода, что даже 24 числа… множество простаго народа, по древнему от Славянского язычества вкоренившемуся обычаю, в покрытой еще льдом реке купалось…

...с 24 по 27 выпадал опять сильный снег, но вскоре потом сделалась столь теплая погода, что в исходе сего месяца вскрылась река Мияс и в первых числах апреля от стаявшего снега из своих берегов сильно выступила…

Уже оказывались различные пролетные птицы, из коих галки, грачи и вороны были первыми, за ними вскоре последовали лебеди и всяких родов утки, а после последнего снегу также гуси, скворцы и жаворонки…

15-16 апреля - вот уже несколько дней рядом  с  Челябинском  бушует грандиозный степной пожар. Ночью ... видно было по всему горизонту на северной стороне реки Миясы от продолжавшагося уже целые три дни в  степи пожара зарево и если  бы под утро не пошел дождь и не  потушил  бы огонь,  то и город,  может быть, не избегнул  бы опасности, поелику  ветер был  северо-во­сточный и вкось  дул  на предместию.

В четырех верстах от города проедешь мимо горького озера, в длину с лишком на версту простирающегося. Зимой дорога идет по оному, ныне же по причине сделавшихся уже по льду прососов, должно было по летней дороге объезжать оное…

По причине сего объезда должно ехать мимо другого еще озера в 10 верстах от города… которое больше перваго, имеет также горькую воду и весною соединяется с другим, в северной стороне находящимся. Сказывают, что сии оба озера имели довольно долгое время и даже за четыре еще года, рыбу, но с тех пор она вовсе пропала...»

В Челябинске Петр Симон Паллас ожидал прибытия профессора Иоганна Петера Фалька, ему было важно обсудить дальнейшие маршруты по Сибири. Иоганн Петер Фальк был шведским путешественником и натуралистом, учеником известного естествоиспытателя Карла Линнея. Являлся руководителем 3-го отряда Оренбургской экспедиции, который следовал по приволжским районам, Уралу, Западной Сибири. Шведский ученый стал первым, кто разделил Уральские горы на 3 крупные части: Башкирский (Южный), Екатеринбургский (Средний) и Верхотурский (Северный).

Встреча Петра Симона Палласа с Иоганном Петером Фальком в Челябинске состоялась в марте 1771 года. Шведский натуралист находился в городе до мая и зафиксировал следующее:

«…Челяба и Челябинская крепость, при Миассе, в 107 верстах от Екатеринбурга. Она была построена в 1736 году и получила деревянное укрепление от набегов башкирцев. В 1740 году была она Исетским провинциальным городом и имела воеводскую канцелярию. Окружающая ее деревянная стена придает ей вид четырехугольника, простирающегося в длину на 4 версты 637 сажен. В углах и на башнях у ворот стоит 6 пушек. Для защищения ее находилось в ней 57 человек солдат под командою одного офицера.

В ней был острог для преступников, деревянный мост через реку, 1 каменная и 1 деревянная церковь, 80 деревянных дворов и жителей, по церковным книгам 1771 года, 2394 души мужеского и 2381 душа женского пола грекороссийского исповедания и 67 раскольников. По ревизии 1763 года, было между ее жителями 431 человек оренбургских казаков, 314 купцов и ремесленников, 94 инвалида, 28 казенных служителей 13 церковнослужителей. Между ремесленниками было 2 юфтяных сыромятника. Главнейший промысел в городе состоит в земледелии и скотоводстве. Торговля самая худая; в лавках едва можно найти самонужнейшие вещи, но 2 ярмонки заменяют весь недостаток.

Обыкновенные съестные припасы здесь в изобилии. С 1760 по 1770 год были средние цены следующие: 1 пуд ржаной муки стоил 14 копеек, муки пшеничной - 20 копеек, круп гречневых - 22, проса 30 коп., говядины - 33 коп., баранины - 32, свинины - 65 коп., пара уток - 5 коп., пара тетерок - 5 коп., пара кур - 10 коп., 15 яиц - 3 коп., 1 пуд мерзлых больших щук - 40, мелких 20 коп., налимов - 20 коп., сотня сушеных окуней - 18 коп., сотня сухих крупных 15 и 16 коп., фунт меду - 9 коп., воску - 22, свеч сальных - 4 и 5, пуху - 18 коп. и проч.».

Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год. Челябинск : Каменный пояс, 2015: В  1771  году  Главный  магистрат, располагавшийся  в  Москве,  распорядился Семёну Боровинского, в силу его многолетней службы  бургомистром,  больше  в  ратушу  не  избирать, а на его место выбрать кого-нибудь из  «первостатейных»  купцов.  Однако  горожане  год  за  годом  вновь  избирали  Семена Андреевича,  объясняя  это  тем,  что  «как  де они, посадские и цеховые всеми ево, бургомистра  Боровинского  распоряжениями  и  в делах [указами?] довольны, то потому ныне и впредь быть ему [бургомистром] желают. О  чем  ево  прилежно  и  просили.  И  он  для общества на один год согласился». И так, видимо, повторялось десять лет подряд.

погода, Фальк, Паллас, 1771 год, Челябинск

Previous post Next post
Up