Моя библиотека фантастики. Часть 57. Библиотека современной фантастики. Том 1. Иван Ефремов

Sep 07, 2022 14:45


Библиотека современной фантастики - подписное издание в 25 томах, выпускавшееся издательством «Молодая гвардия» в 1965-1973 годах. Инициатива создания этого собрания принадлежит И. А. Ефремову; руководил подготовкой редакционный совет, в который вошли известнейшие писатели-фантасты того периода (К. Андреев, А. Громова, С. Жемайтис, Е. Парнов, А. Стругацкий).  Изначально планировалось выпустить 15 томов, но поскольку в этом случае охват был бы неполным, было принято решение расширить издание до 25 томов. С Тома с 1 по 20 выходили тиражом 215 тыс. экз, с 21 по 25 - 250 тыс. экз. В дальнейшем было выпущено 3 дополнительных тома («Библиотека современной зарубежной фантастики»), тиражами по 100 тыс. экз. Также в несерийном оформлении, но с указанием в выходных данных серии выходили антологии «Параллели» и «И грянул гром».

Библиотека современной фантастики. Том 1. Иван Ефремов. М.: Молодая гвардия, 1965 г. Тираж: 215 000 экз. Роман из цикла Великое кольцо и внецикловая повесть.







Содержание:

Евгений Брандис, Владимир Дмитревский. Путешествие в Страну Фантастики (статья), стр. 5-26. В Стране Фантастики есть свои законы и порядки, обязательные для всех, кто попадет в эту удивительную страну. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Стоит лишь захотеть, и за ничтожный промежуток времени вы перенесетесь на немыслимые расстояния, познакомитесь с обитателями иных миров, обретете вечную молодость или подвергнетесь длительному анабиозу, чтобы воспрянуть для новой жизни через несколько столетий, вернетесь из звездной экспедиции и встретите ваших прапраправнуков, разговоритесь с человеком, ничем не отличающимся от вас, и вдруг узнаете, что это не человек, а робот. Жители Страны Фантастики подчинили себе силы гравитации, научились управлять движением планет, регулировать деятельность Солнца, зажигать потухшие звезды, перестраивать целые галактики. Повелевают этой страной не сказочные чародеи и волшебники, а всесильные ученые. Наука там творит чудеса, и любое чудо получает разумное объяснение. Путешествующие в Страну Фантастики исчисляются миллионами, а ее “владения” охватывают все части света. Господствуют там два языка - английский и русский. Но в ходу также японский, польский, французский, немецкий, испанский, итальянский, чешский, шведский, румынский, болгарский, не говоря уже о языке эсперанто. Для въезда в Страну Фантастики не требуется никакой визы. Там приветливо встретят каждого, кто жаждет Необычного, ищет Невозможного, мечтает о Невероятном. Путешествия туда совершают люди всех возрастов и всех профессий. И даже рассудительные ученые, привыкшие критически оценивать каждый факт и подвергать придирчивому анализу любое утверждение, уверяют, что атмосфера Страны Фантастики действует на них благотворно: стимулирует работу мысли и развивает воображение.

Иван Ефремов, крупный ученый-палеонтолог и писатель с мировым именем, является признанным авторитетом и главой новой, “интеллектуальной школы” советской НФ. Начав свой литературный путь с фантастических рассказов на геологические и палеонтологические темы, с “Рассказов о необыкновенном”, Ефремов с конца сороковых годов приступил к созданию цикла масштабных “космических” произведений, который открывается повестью “Звездные корабли”. В этой прелюдии к покоряющей воображение гипотезе Великого Кольца Миров писатель выступает как убежденный сторонник антропоцентрического взгляда на развитие разумной жизни во вселенной. Опираясь на цепь логических доказательств, он приходит к выводу, что в относительно сходных условиях законы биологической эволюции единообразны и неизбежно приводят на различных планетах к созданию высшей формы мыслящей и самопознающей материи - человека. В “Звездных кораблях” писатель так формулирует эту идею: “Форма человека, его облик как мыслящего животного не случаен. Он наиболее соответствует организму, обладающему огромным мыслящим мозгом. Между враждебными жизни силами космоса есть лишь узкие коридоры, которые использует жизнь, и эти коридоры строго определяют ее облик. Поэтому всякое другое мысляще? существе Должно обладать многими чертами строения, сходными с человеческими, особенно в черепе”.

Экспедиции к другим звездным системам, изменение климата, целесообразное переустройство всей земли изображены в романе как прямое следствие тех поистине неограниченных возможностей, которыми коммунизм вооружает человека. Все события, развертывающиеся в “Туманности Андромеды”: тридцать седьмая звездная экспедиция, вынужденное пребывание звездолета Тантра на планете мрака, постоянная связь, с мыслящими обитателями других миров, осуществляемая в Эру Великого Кольца, “подвиги Геркулеса”, которые должен совершить каждый молодой человек перед вступлением в самостоятельную жизнь, новая система воспитания детей - все это выражает направляющую идею романа о могуществе человека, поднявшегося на вершину новых общественных отношений.

Михаил Емцев, Еремей Парнов. Чудесный синтез (статья), стр. 27-32. Этого ожидали. В научных журналах появились сообщения об антипротоне и мезоатомах, странных свойствах нуклеиновых кислот и железных закономерностях систематики странных частиц. Слова “кибернетика” и “ген” перекочевали со страниц “Крокодила” на страницы журнала “Техника - молодежи”. Свежий ветер  XX  съезда веял над план е той, и все верили, что этот ветер поможет расправить крылья первому пар т неру одинокой Луны.Но лишь посвященные знали, что чьи-то умные, заботливые руки уже собирают в дорогу этого первенца космической эры. Появились серьезные статьи о проблемах научной фантастики. Родилось крылатое выражение “время обгоняет фантастов”, которое сразу превратилось в газетный штамп. “Технологическая” фантастика ближнего прицела копалась в радиосхемах, выдумывала хитроумные реле и пыталась конкурировать с квадратно-гнездовым посевом. И время дейс т вительно обгоняло ее. Вот в какое время “Техника - молодежи” стала печатать из номера в номер новый роман Ивана Антоновича Ефремова “Туманность Андромеды”. У газетных киосков выстраивались длинные очереди. Люди жадно проглатывали строчки. Медленно, с улыбкой закрывали журнал. Сакраментальное “продолжение следует” оставляло двойственное чувство. Конечно, хорошо, что роман еще не кончается, но так хочется поскорее узнать, что будет дальше…

В обсуждении нового произведения советского фантаста приняла участие вся страна. Короткие романтические имена его героев звучали в заводских цехах, в залах библиотек, в институтских лабораториях. Академики спорили с горя ч ностью и нетерпимостью детей. Пионеры блистали неожиданной эрудицией. Сугубо термодинамическое понятие “энтропия” вдруг стало почти общеупотребительным. За границей роман выходил миллионными тиражами. В одной лишь Франции были проданы сотни тысяч книг. “Туманность Андромеды” рассказала зарубе ж ному читателю о нашей стране и коммунизме больше и лучше, чем многие предназначенные для заграницы издания.

Иван Ефремов. Звездные корабли (повесть), стр. 33-114. Ефремов - философ. Ефремов - палеонтолог. Ефремов - космолог. И, в первую очередь, Ефремов - учёный. В повести «Звёздные корабли» все эти ипостаси автора слились воедино и явили перед читателем всю глубину таланта Ивана Антоновича. Причём, эта повесть не так масштабна, как скажем, «Туманность Андромеды», но она не менее глубокая, как научно, так и философски. Фабула произведения состоит в том, что один китайский учёный обнаружил при раскопках скелет динозавра, в костях которого были обнаружены отверстия, как от какого-то оружия. Над разгадкой этого сенсационного открытия продолжают биться двое советских учёных и появляются доказательства того, что во времена динозавров нашу планету посетили пришельцы и именно их оружие было использовано против древних ящеров. Но откуда пришельцы и каковы были их цели? Традиционно у Ефремова подлинные научные факты перемежаются с философскими размышлениями о космосе и, самое главное, о том, какой должна быть наука и её жрецы - учёные. Мысль о палеоконтакте из произведений Ефремова перекочевала во многие околонаучные издания и стала одной из краеугольных в псевдонауке уфологии. А ещё Ефремов большое внимание уделяет этике в науке и морально-нравственному облику учёных через диалоги двух друзей, работающих в смежных научных отраслях. Вместе с персонажами автор ищет способы сделать науку доступной для большинства, чтобы она стояла на службе у человечества и научные знания расширялись бы по экспоненте, захватывая всё новые отрасли знаний, увлекая всё большее количество последователей. Этим произведением Ефремов популяризирует науку и за это, наверное, его произведения находят так много почитателей по всему миру.

Иван Ефремов. Туманность Андромеды (роман), стр. 115-460. Социально-философский роман «Туманность Андромеды» признан одним из наиболее значимых произведений отечественной и мировой научно-фантастической литературы двадцатого века. Соединяя в нем научно-техническое и социально-историческое предвидения, И. Ефремов с эпическим размахом рисует картины далекого будущего: межзвездные перелеты, грандиозные научные эксперименты, преображенная общим трудом человечества прекрасная Земля, вступившая в Великое Кольцо населенных миров Галактики. В центре романа несколько главных героев, образы которых призваны художественно воплотить и раскрыть утверждаемый автором идеал человека в совершенном коммунистическом обществе.

Это чуть ли не первая в фантастической литературе серьезная попытка конструирования общества будущего, построенного по совершенно иным принципам, чем нынешнее. Впервые Ефремов подошел к конструированию  будущего Земли, подробно описав органы управления и их функции, науку, промышленность, транспорт и образование. А главное, им описан путь к созданию такого общества, начиная с соответствующей нашему времени Эры Разобщенного Мира.

Но есть и другое мнение, с котором я во многом согласен: 1. Прямо нигде не говорится, но в обществе существует контроль над рождаемостью. Один герой говорит другому, что был рождён на космолёте ещё в ту пору, когда не давали подавляющие это дело таблетки. И в самом деле: полёты длятся по 20-30 лет, зачем астронавтам заниматься этим непотребством? Лучше пусть сидят и проводят сложные расчёты, как это им удалось попасть к железной звезде и как выбраться из её железных объятий!

Контроль над рождаемостью на Земле проводится не столько медикаментозно, сколько воспитанием. Пусть люди занимаются сложными математическими вычислениями, а не процессом делания детей - так полезнее обществу. Главная героиня романа - прямое тому подтверждение. По ходу романа выясняется, что эта легкомысленная девушка только думает о том, чтобы завести детей (одного ребёнка, по-видимому), но даже на это, вплоть до последних страниц у неё не хватает мужества. И это при том, что детей отбирают сразу после рождения и мучатся с пелёнками во время бессонных ночей не грозит.

Очевидный примат если не геронтократии, то отношения к молодёжи как к расходному материалу. Молодёжь прямо таки толкают на опасные для жизни эксперименты и опыты. Ну если все эти советско-коммунистические славословия в романе, что всё ради молодых людей - правда, отправьте на опасный опыт стариков! Нет, нет и нет: воспитание таково, что молодые люди САМИ стремятся рискнуть своей жизнью, и не защищая Родину, а для апробации опасного эксперимента физика с болезненным самомнением.

Показательно, как мучительно хочется Ефремову, что дети, всё своё детство воспитывающиеся вдали от родителей чужими людьми, испытывали к родителям чувства глубокого почтения, преданности и послушания! Одна героиня навещает свою великовозрастную дочь в пафосном школе-интернате, а дочь, в лучших традициях «девчат» 1960-х годов скромно берёт мать за руку! Вот вы будете брать за руку малознакомого для вас человека? А наоборот? Нужно вам, если вы родитель, чтобы ребёнок, которого вы по факту не видели, к вам тянулся? Вот вопрос!

Вообще, строгое подчинение молодых зрелым (не старым, а зрелым, стариков Ефремов предусмотрительно не показывает в своём романе) - одна из важнейших достижений общества, которое описывает Ефремов.

2. Главное достижение этого общества - освоение космоса. Тут два момента. Во-первых - техническая сторона вопроса, а во-вторых - общение по Великому Кольцу. Люди обслуживают машины, а не наоборот. Нет бы, чтобы машина взяла на себя функции человека, а астронавт расслабился! Нет, куда там! Вышли из анабиоза, покружились в танце - и на несколько часов за ручные расчёты! То же и в шахте на Земле. Ну на фига Дару Ветру лезть в этот опасный забой! Если вы так печётесь о людях, постройте роботов, пусть машина вкалывает, не человек! Но в романе так, как нужно было советским руководителям в 60-70 гг. 20 века.

Второе - общение по Великому Кольцу. Ефремов трусливо не показал социум тех, иных звёздных систем. Данные очень обрывочны и туманны. Это - самая главная туманность в романе. Неужели везде коммунизм, идентичный земному? А если нет, значит ли это, что главнейшее достижение коммунизма - выход в космос - возможно и при других социальных проектах?

3. Отношение мужчины и женщины. Ситуация: двое, в романтичной степи, вечер. Всю ночь говорят о науке, о физике, о звёздах. Даже мыслей - ни-ни. И этим роман пронизан целиком и полностью. Это - не целомудрие, а банальная фригидность, социальная импотенция.

Глядя на их атрофированные гендерные чувства, становится предельно ясно, почему за 2000 лет от 20 века человечество так убого продвинулось в Космос: нет здорового отношения к любви мужчины и женщины - нет и технического прогресса.

4. Пустота и убогость жизни. Личных вещей - минимум: люди, дескать, всё это преодолели. Про личные авто выделена целая страница (или, даже несколько), на которой расписано, что это - тупиковая ветвь развития, а будущее - за чем-то вроде автобусов.  Хочется сказать: ну это же - фантастика! Что тебе мешает (если личные автомобили тебе отвратительны), придумать иное средство передвижения.

Отдельно здесь стоит история о золоте. По ходу романа исследователи находят древнюю статую коня, целиком сделанную из золота. Но хотя золото, как нас уверяет Ефремов, и как смеются герои романа, давно уже ничего не значит и потеряло свою монетарную функцию, статую отправляют на переплавку, чтобы золото послужило в очень сложных и очень важных космических аппаратах.

Здесь две важные вещи: во-первых, если золото так ничтожно, как нас уверяют, то зачем плавить статую? Вы же не стали бы плавить статую этого коня, будь она из меди или алюминия? Во-вторых, зачем его отправлять служить человечеству внутри приборов и машин? Неужели за прошедшие 2000 лет человечество не придумало замену золоту? Дорогую замену, дешёвую - не важно, но если золото ничего не значит, зачем его вставлять в сердца машин?

Это доказывает, что на самом деле, социальные функции золота хоть и изменились, но остались те же: золото - по прежнему архиважная ценность.

5. На каждом шагу как заклинательная мантра упоминаются величайшие достижения культуры, искусства и литературы, но нигде, ни разу не указано, в чём они состоят и что в них такого, что они и вправду «величайшие». Заставляет предположить, что есть какое-то искусство, какая-то литература и какая-то культура, которые просто названы, декларированы как величайшие, но на самом деле - просто серость.

Впрочем, нет: одно искусство описано очень подробно и с такими параметрами, по которым однозначно ясно, что оно действительно ушло намного далеко. Это - танец. Танцуют все - и на космическом корабле после анабиоза, и на Земле во время праздника. Танец, слившийся со спортивной гимнастикой - это и вправду достижение. Но стоит ли оно - единственное - 2000 лет развития от 20 века?

Танец, как единственное из «величайших достижений наук, искусств и литературы», описываемое Ефремовым, очень показателен. В обществах примитивного коммунизма, где отсутствуют даже личные вещи (в «Туманности» сказано, что человечество преодолело эту пагубную привычку, но это - как в советском анекдоте: Наступил коммунизм. По радио объявили, что потребностей в масле у народа сегодня не будет), так вот - в таких обществах спартанского типа процветает единственный вид искусства - собственно, танец. В этом плане Ефремов очень точен: кроме танца никаких иных искусств в таком фертильном обществе быть не может.

Примечания, стр. 461. Спектральный класс (звезды) - специальные классы звезд обозначаются буквенно в таком порядке; О, В, А, F, G, К, М - от очень горячих голубых звезд с поверхностной температурой 100 000° до красных с температурой в 3000°. Каждый класс имеет десять нисходящих степеней, обозначающихся цифрой, например А7, Особые классы звезд, N, Р, R, S с повышенным содержанием углерода, циана, титана, циркония в своих спектрах.

Квантовый предел - предел скорости, близкой к скорости света, при котором не может существовать никакое объемное тело, так как масса становится равной бесконечности, а время - нулю.

Внешняя вихревая зона - зона контакта гравитационных полей двух звездных систем, в которой возникают возмущения и завихрения.

К-частицы - частицы ядра атома из обломков кольцевого мезонного облака (фантастическое).

Электронный инвертор - увеличение изображений в тысячи раз путем их превращения в электронные с последующим усилением.

Скорость убегания - скорость, которая дает возможность преодолеть тяготение небесного тела и оторваться от него в космическое пространство.

Изогравы - линии, очерчивающие поля равного напряжения тяготения (фантастическое).

Оптимальный радиант - тот радиус обращения звездолета вокруг планеты вне ее атмосферы, который наиболее благоприятен для устойчивости орбиты корабля. Зависит от размеров и массы планеты (фантастическое).

Полусферический, или гемисферный, экран - экран в виде внутренней поверхности полушария, необходимый для получения стереоскопических изображений (фантастическое).

Силиколл - прозрачный материал из волокнистых кремнийорганических соединений (фантастическое).

Силикобор - сплав карбидов бора и кремния; очень твердый и прозрачный материал (фантастическое).

Андезитовые скалы - скалы, сложенные вулканическими породами характера лав.

Хромкатоптрические краски - краски, обладающие большой силой отражения света внутри слоя (фантастическое).

Репагулярное исчисление - в биполярной математике, занимающееся решением направлений в моментах перехода (репагулюма) из одного состояния в другое, от одного знака к другому (фантастическое).

Биполярная математика - математика, основанная на диалектической логике с двусторонним анализом и решением (фантастическое).

Сингулярные точки - критические точки перехода количественных изменений в качественные.

Кохлеарное исчисление - раздел биполярной математики, занимающийся анализом спирального поступательного движения (фантастическое).

Парасимпатическая система - автономная нервная система тормозящего действия, противоположная симпатической,

Парциальное давление - давление газа в зависимости от его плотности.

Тиратрон - электронный прибор (“лампа”), могущий стимулировать и поддерживать нервные процессы человеческого организма, в частности биение сердца.

Хроморефлексная репродукция - картина, отпечатанная красками с внутренним отражением света, дающими повышенную стереоскопичность плоского рисунка в естественном переходе цветов и светов (фантастическое).

Аплит - белая жильная горная порода.

Лейкодендроны - южноафриканское серебряное дерево с блестящей серебристой хвоей.

Виддрингтония - южноафриканское хвойное дерево.

Флюктуативная психология - изучение массовых исторических изменений в психологии людей (фантастическое).

Обертонные диафрагмы - диафрагмы, передающие обертоны человеческого голоса, с применением которых устраняется различие между живым голосом и звуком передатчика (фантастическое).



фантастика, Иван Ефремов

Previous post Next post
Up