Моя библиотека фантастики. Часть 53. Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 15 томах. Том 11

Sep 03, 2022 08:45


Герберт Уэллс. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 11. М.: Правда, 1964 г. Тираж: 350 000 экз. Два внецикловых романа. Внутренние иллюстрации  П. Пинкисевича.





Содержание:

Сон (роман, перевод В. Кана), с. 5-258. Книга заманивает началом как фантастическая, люди будущего - но это совершенный обман как в известном анекдоте: Балетного постановщика попросили в первые годы советской власти поставить балет на тему революции. Постановщик представил балет «Сон красногвардейца Иванова». Выходит красногвардеец, засыпает, ему снится «Лебединое озеро».



Здесь Уэллс делает аналогичным образом, человек из будущего рассказывает свой сон, чисто реалистический роман.



Изредка автор вспоминает о том, что книга фантастическая и герои из будущего односложно комментируют события.



Этим фантастическая составляющая исчерпывается.



Что по существу самой истории Сарнака - в начале видна вполне неплохая сатира, ничего оригинального не содержащего, но и легко и с интересом читающая. Однако чем ближе к концу, тем слабее и скучнее, а высмеивание и изобличение сходит совершенно на нет и переходит в унылую банальщину.

Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь (роман, перевод С. Займовского, Е. Бируковой), с. 268-510. Так как это одно из поздних произведений Уэллса, фантастики здесь по минимуму и преобладает социальная философия и размышления о жизни (которые автор обещал ещё на титульном листе книги).



В целом читается легко, язык доступный, немного затянуто в начале, но потом это оправдывается задумкой. Описать детство и молодость героя было необходимо для того, чтобы показать как он докатился до этого состояния.



После пережитого на острове Рэмполь Блетсуорси пытается определиться, где реальный мир: на острове или там, где он сейчас. В юности он и не думал, что мир окажется таким. Несомненно, каждый из нас входит в жизнь подобным образом. Просто у мистера Блетсуорси всё получилось гипертрафированно. Остров Рэмполь - это тот осадок, который оставляет суровая реальность на ранимую душу человека во время перехода из детского мира грёз.



Также затронута тема морального и культурного прогресса человека. Здесь в сильной мере преобладает стоицизм, пессимизм и атеизм Уэллса.  Он верит, что люди сами не хотят развиваться дальше того, что их удовлетворяет. «Но сможет ли человечество выбраться из оврага?» Несомненно сможет, но не в ближайшее время. В этой самой книге Уэллс говорит, что через сто лет человечество заметно преобразится в своём развитии.



Первая мировая война тоже нашла своё отображение в романе. Уэллс, как и всякие философы, негативно к ней отнёсся.

фантастика, Герберт Уэллс

Previous post Next post
Up