Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год. Челябинск : Каменный пояс, 2015: В 1748 году было начато строительство собора. 5 апреля 1748 года провинциальная канцелярия писала в Успенский Далматов монастырь: «…на совет челябинского священники с прихожаны о постройке в Челябинске вторичной церкви Святой и на прозбу их в Исетской правинциалной канцелярии посему и присудствующия (служащие.- Г. С.) той канцелярии… положили при Челябинске построить вторичную соборную святую церковь уже каменную во имя Рождества Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа з двумя пределы по правую Иоанна Богослова, а по левую великого святителя Николая Чюдотворца, о чем от Оренбургской губернской канцелярии и позволение есть и насланным сюда указом повелено строить пятиглавую».
Промемория из Исетской провинциальной канцелярии в Успенский Далматов монастырь о получении разрешения на постройку в Челябинске новой каменной церкви. Апрель 1748 года.
Первоначально предполагалось строить вовсе не церковь, а какую-то «палатку». В указе из Исетской провинциальной канцелярии комиссару Миасской крепости и старшине миасских казаков было написано: «…посылки для строении в Челябинской (крепости.- Г. С.) палатки вместо которой уже указом повелено построить каменную церковь, казаков». Видимо, сначала хотели построить для нужд провинциальной канцелярии какое-то складское здание, но потом решили, что собор нужнее. Заложили собор рядом с Николаевской церковью, чуть южнее её. Было решено для ускорения постройки собора казаков на обычное дежурство на Уйскую линию не отправлять, а задействовать их для изготовления кирпича, которого предполагалось сделать 500 тысяч штук. Среди казаков выявляли тех, кто умел делать кирпичи, а также «санников» - изготовителей саней и телег. Сани и телеги нужны были для перевозки готового кирпича от «кирпишного сарая» к месту строительства, а возможно, и от места добычи глины до кирпичного завода. Поскольку в Челябинске специалистов по изготовлению кирпича и классных каменщиков, очевидно, не оказалось, провинциальная канцелярия обратилась к настоятелю Далматова монастыря Сильвестру: «…благоволите из находящихся при Далматове монастыре как для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой мастеров достойных трех человек прислать в Ысетсую правинциалную канцелярию которым по договору неоскудная плата отсель быть имеет». Из Далматова монастыря в Челябинск были посланы несколько человек, в том числе каменщик Акинфей Денисов и часовщик Василий Журавлев, однако вскоре выяснилось, что на них Екатеринбургской конторой судных и земских дел наложен штраф за сокрытие беглых. Возможно, это был только повод, но настоятель Сильвестр категорически потребовал вернуть Денисова «со товарищи» в монастырь. Провинциальные власти вовсе не были намерены терять единственного специалиста в самом начале работ и ответили Сильвестру, что, мол, со слов самого Денисова, штраф ему платить нечем и желает он сумму в пятнадцать рублей семьдесят одну копейку и три четверти копейки отработать на строительстве собора в Челябинске.