Сборник научной фантастики. Выпуск 26. Составитель:
Ростислав Рыбкин. М.: Знание, 1982 г. Тираж: 100 000 экз. + 300 000 экз. (доп.тираж)
Иллюстрации на обложке
Г.Ш. Басырова.
Содержание:
Всеволод Ревич.
Обращенная в сегодня (предисловие), стр. 3-7. Легко догадаться, что слова, вынесенные в заголовок, относятся к фантастике. Но тот, кто возьмет на себя труд прочитать предлагаемый выпуск «НФ», столь же легко обнаружит, что действие почти всех помещенных здесь произведений происходит в будущем, зачастую весьма и весьма отдаленном от нашего времени. Зачем же прибегать к парадоксам? Много ли может рассказать о сегодняшнем дне сочинение, в котором звездолеты раскатывают по Галактике, словно такси в Подмосковье? Но никакого парадокса нет. Всякое произведение о будущем - это прежде всего произведение о настоящем. Даже если автор и вправду пытается заглянуть за горизонт, предугадать тенденции развития человеческого общества, все равно, в соответствии с его намерениями или вопреки им, он будет отражать в своем труде идеи и мысли своего времени. Но без раздумий о завтрашнем дне и невозможно представить себе духовный облик современника. Вспомним известные слова Д. Писарева:
«Если бы человек не мог представить себе в ярких и законченных картинах будущее, если бы человек не умел мечтать, то ничто бы не заставило его предпринимать ради этого будущего утомительные сооружения, вести упорную борьбу, даже жертвовать жизнью».
Любое произведение всегда будет памятником своему времени, фантастика - не исключение. Эта черта проявляется в фантастических книгах все более явственно, по мере того как дата их создания отодвигается в прошлое. Мы улыбаемся многим наивным предсказаниям, которые когда-то пытались делать фантасты, но и сама эта наивность много может нам рассказать о времени, о людях того времени. Возьмем для примера крупнейшие произведения советской фантастики. Вот «Пылающий остров» А. Казанцева. Можно ли было фантасту заглянувшему в ближайшее будущее, не заметить, всего за пять лет до Хиросимы, что за спиной человечества уже раздается учащенное дыхание атомного века? Но несмотря на это, «Пылающий остров» занимает вполне определенное место в детской литературе 40-х годов, роман передал настроения того сурового времени, а потому сохраняет известное значение и для сегодняшних читателей.
И даже прославленная «Туманность Андромеды» сейчас уже воспринимается иначе, чем в год ее появления. В романе, как в зеркале, отразились характерные особенности середины 50-х годов - и изменение общественной атмосферы в стране, и реакция на ведущуюся против нас «холодную войну», и восторженные надежды, связанные с зарождающейся научно-технической революцией… А вот надвигающейся угрозы экологического кризиса И. Ефремов еще не чувствует. Если бы подобная утопия была написана сегодня, она бы была свидетельством уже наших дней.
Все это говорится не для того, чтобы подвести читателя к мысли, будто в данном сборнике есть что-либо подобное «Туманности Андромеды». Скромные размеры «НФ» не вместят в себя столь грандиозных проектов и свершений. Но, читая любое фантастическое произведение, мы будем искать в нем соответствие нашим теперешним заботам, тревогам, надеждам, нашим сегодняшним раздумьям о настоящем и будущем, мы будем искать в нем помощи в наших сегодняшних делах, разумеется, не практической, а моральной. Только такая фантастика и нужна.
Конечно, это лишь один из критериев при оценке фантастического произведения. За пределами разговора остаются соображения о том, как, какими выразительными средствами автор может добиться передачи своих идей в совершенной художественной форме. Но в лучших произведениях сборника можно увидеть удачные шаги по этому пути.
Центральная повесть в книге - «Последний эксперимент» Ю. Ивановой. Тщательно разработанная фантастическая гипотеза, напряженная и увлекательная интрига, острота моральных конфликтов, однако прежде всего перед нами - хорошая проза, с пластично выписанными деталями, с поисками в области характеров.
Бойтесь равнодушных! - призывал в свое время Бруно Ясенский, именно с их молчаливого согласия на земле существуют и предательство, и убийство. И вот в повести Ю. Ивановой возникает гипотетическая Земля-бета, сплошь населенная такими равнодушными, спокойными людьми. Людьми ли? Заслуживают ли они этого звания? Писательница поставила перед собой трудное задание: создать мир, казалось бы, во всем сходный с Землей, с нашей «альфой», и в то же время совершенно отличный от нее. Все похожее: природа, одежда, занятия; техника, понятно, ушла вперед, все-таки эпоха межзвездных путешествий. Но вот возникает какая-то странность в поступках людей, сначала вроде бы случайная, лишь слегка задевающая внимание. Потом странностей становится больше, больше, пока, наконец, все не проясняется. С обитателями «беты» произошло самое страшное, что может случиться с людьми: у них атрофировалась душа, в них совсем нет любви, самоотверженности, взаимопонимания. Перед нами фантастическая модель предела отчужденности, разобщенности, пресловутой «некоммуникабельности».
Такая беда с неизбежностью должна постичь общество, в котором при материальном изобилии отсутствуют высокие идеалы; особый состав бетианской атмосферы, калечащей души, - это, конечно, всего лишь иносказание.
Только одному жителю «беты» выпало счастье снова стать человеком, и он сразу восстал против существующего положения вещей, он да еще две девушки, оказавшиеся под его влиянием… Что это за девушки, в предисловии рассказывать нельзя, преждевременно. Надо только добавить, что «Последний эксперимент» - еще и повесть о любви, о любви трагической, но все же торжествующей, потому что Ромео и Джульетта побеждают и погибая.
Остальные рассказы сборника, принадлежащие как опытным, так и молодым писателям, не затрагивают столь глобальных проблем. Но каждый автор пытается найти что-то новое, свое, пытается зацепить, растормошить наше воображение, заставить нас размышлять, а иногда и не соглашаться с ним. Напрасно, мне кажется, Э. Соркин в «Диагнозе по старинке» так уж безоговорочно отдал все медицинские козыри в руки кибернетической машине и даже посмеялся над стремлением больного, раздерганного человека найти утешение в старом докторе с висящим на шее стетоскопом и с добрым внимательным взглядом из-под насупленных бровей. Нет сомнений, электроника в той же медицине способна на многое, она освободит врачей от бессодержательной, механической работы, она мгновенно выдаст точные анализы, но, надеюсь, никогда никакая машина не заменит ласкового человеческого слова, человеческого участия. Да и надо ли к такой замене стремиться?
Пусть меня извинит молодой писатель В. Бабенко, если я предложу такое прочтение его рассказа «Проклятый и благословенный», которое сам автор едва ли имел в виду. Он написал о подвиге самоотверженных исследователей, прорвавшихся в неизвестное и жизнями своими заплативших за еще один шаг на пути человечества к овладению тайнами природы. Каждый из семи членов экипажа оставил, следуя терминологии автора, фонну - записанный на кристалл рассказ о пережитом в роковую минуту прорыва. Эти рассказы могут служить прекрасными образцами пародий на фантастику, причем на разные ее виды - от строго научной до сказочно-фантасмагорической. Отдельные реальные элементы сплетаются в причудливую вязь - разве не подобную структуру находим мы в иных сочинениях, а их бедный читатель оказывается в положении героя рассказа, который сидит и слушает все эти фонны, мучительно пытаясь сообразить, что они означают.
Надеюсь, что моя шутливая трактовка не помешает читателю разглядеть серьезную идею рассказа В.Бабенко.
Рассказ «Не будьте мистиком!» Д. Биленкин и сам, вероятно, писал с улыбкой. Перед нами прекрасный диалог двух мужчин - нашего современника и ненароком оказавшегося в его комнате гостя из будущего. Каждый хочет показать себя истинным джентльменом, что в конце концов удается и тому и другому. Впрочем, мысль опять вполне серьезная - люди, пусть даже самых разных эпох, всегда могут понять друг друга.
Теперь остановимся на зарубежной фантастике этого сборника.
В принципе западных фантастов волнует то же самое, что и наших - судьбы человечества в конечном счете. Но смотрят они на эти судьбы совсем с другой стороны, словно бы в перевернутый бинокль. Естественно, что при этом и выводы, которые они хотят внушить своим читателям, иные, вернее, выводов по большей части и вовсе нет. У лучшей, прогрессивной части зарубежных авторов мы найдем искреннюю боль за людей, мы найдем очевидную ненависть к окружающему их бездуховному миру потребления, черты которого они проецируют в свое будущее, но нет ответа на вопрос, что надо делать, как спастись от грозящих бед. Эту черту наглядно демонстрирует даже предлагаемая в сборнике небольшая подборка.
Мы без особых натяжек можем отнести к пародиям и рассказ английского писателя Д. Браннера с длинным названием «Отчет № 2 Всегалактического Объединения Потребителей: двухламповый автоматический исполнитель желаний». Браннер высмеивает сразу и стиль деловых отчетов, и модную на Западе «игру» в социологические опросы, и навязчивую коммерческую рекламу. Литературно это сделано блестяще. Чего стоит, например, безграмотная инструкция, приложенная к одной из моделей. Но все же перед нами не только пародия, и даже не столько пародия: за всеми этими описаниями машин, исполняющих любые прихоти владельцев, вырисовывается такой чудовищно страшный мир, что становится не до смеха. Писатель протестует против безудержного потребительства, против вещизма, ничего не оставляющего для души. Страшны вовсе не машины желаний, страшны желания, для исполнения которых эти машины Предназначены. Вот маленькая деталь из рассказа: восьмилетний мальчик создает приспособление для порки своих родителей. Можно думать, что совсем не случайно возникла в голове сообразительного ребенка столь «веселенькая» игрушка.
Преисполнен ненависти к окружающему миру и тоже не растерявшийся в необычной ситуации мальчик из рассказа Рэя Брэдбери «Нечто необозначенное». Улетают с Земли разумные мутанты-планерята из рассказа У.Гвина. Забавный розыгрыш генетика-селекционера едва не обернулся большой трагедией. С тем обществом, в котором он живет, шутки плохи. Вот оно, это общество, просматриваемое насквозь в буквальном смысле слова («Когда стены, стали прозрачными» Ф. Павона), - обыватели, снедаемые тщеславием, завистью и непобедимым стремлением заглядывать в замочные скважины. Выхода нет никакого.
А вот в рассказе Л. Нивена «Прохожий» мы находим близкую к советским авторам мысль: гуманизм, человечность, доброта должны определить поведение всех разумных существ. И этот призыв современен, и, разумеется, он относится не к золотым межзвездным великанам, а к обитателям планеты Земля.
Сборник традиционно заключает публицистическая статья постоянного автора «НФ» Е. Парнова. Ее нет нужды комментировать, все, что автор хотел сказать, он сказал прямо, без метафор.
Остается только выразить надежду, что оценки читателей совпадут с мнением автора предисловия.
Повести и рассказы
Юлия Иванова (род. в 1937 г.)
Последний эксперимент (повесть), стр. 8-92.Эту планету нашли случайно. Она оказалась чуть ли не точной копией Земли и получила название Земля-бета. И живут на ней переселенцы с нашей Земли. Вот только что-то на Земле-бета отняло у людей способность чувствовать. Любовь и ненависть, злоба и сострадание - для бетян уже не просто пустые слова, они этих слов даже не знают. Они равнодушны ко всему, кроме себя.
«Земля спокойных, земля живых мертвецов» - так сказал о своей планете человек, случайно сумевший вернуть себе утраченные чувства. Теперь он хочет сделать то же самое для всех бетян. Взорвать их искусственный рай, вновь сделать их людьми. Но хотят ли этого сами бетяне?
Дмитрий Биленкин.
Не будьте мистиком! (рассказ), стр. 92-105. Вот все в этом рассказе вроде бы правильно: складный сюжет, любопытное предположение, постепенное нагнетание напряжения, неторопливый, вполне читаемый текст.... А удовлетворения от прочитанного нет. И дело даже не в малой динамичности и в не очень сильной по нынешним меркам увлекательности. Просто фантастическая составляющая рассказа выглядит какой-то уж очень фальшивой: и совершенно надуманная ситуация с фантомами, используемыми в будущем «вместо телевидения», и, почему-то, время от времени «проваливающимися» в прошлое (каково придумано!), и еще более надуманные перемещения людей будущего в прошлое с целью «отлавливания» таких «провалившихся» фантомов, и, конечно же, венец всему - разговор нашего современника с человеком из будущего. Эти ребята не нашли лучшей темы для разговора, как напыщенно убеждать друг друга в том, что настоящее / будущее должно заботится о прошлом. Единственное светлое пятно в произведении - неторопливое начальное повествование о том, как главный герой ищет комнату, как он беседует с владельцем дома «с привидением», как наступает ночь и в окно заглядывает полная луна...
Слово - молодым
Эдуард Исаакович Соркин.
Диагноз по старинке (рассказ), стр. 106-109. Когда третий раз ЭВМ ставит один и тот же диагноз и выписывает одну и ту же микстуру, самое время задуматься, - а так ли уж безупречны эти автоматы? Хорошо, что всегда можно попасть на приём к доктору в пенсне и с бородкой, который, хоть и работает по старинке, но намного авторитетнее этих бездушных машин.
Виталий Бабенко (род. 15 июня 1950 г.)
Проклятый и благословенный (рассказ), стр. 109-137. Мысль автора (а вернее, развитие многократно процитированных мыслей нескольких философов) ясна и понятна с первых строк рассказа. А все остальное напоминает небрежное буйство красок на холсте художника-абстракциониста - много, намешано, и неясно, зачем. Герой рассказа ищет смысл в происходящем, и - внезапно его находит под конец, но увы - для читателя это тот случай, когда «гора родила мышь»: есть ли смысл в этой находке, и на чем основан энтузиазм героя рассказа так и осталось тайной.
Андрей Печенежский (род. 11 апреля 1955 г.)
Подземка (рассказ), стр. 137-143. Удивительно полезное изобретение - подземка. Всего лишь 3,5 часа, и ты уже на работе. За это время можно пропустить пару рюмочек с постоянными попутчиками, посмотреть очередной сериал или полистать журнал с красотками. И так год за годом. Но рано или поздно автоматический поезд остановится в туннеле из-за аварии, и тебе придётся взглянуть, как выглядит мир под небом, которого ты давно не видел.
Зарубежная фантастика
Джон Браннер (1934-1995).
Отчет № 2 Всегалактического Объединения Потребителей: двухламповый автоматический исполнитель желаний (рассказ, перевод
Р. Рыбкина), стр. 144-156. С одной стороны, в наше время существует много перспективных товаров, ещё мало известных потребителям и пока не пользующихся широким спросом. Среди подобных товаров - двухламповый автоматический исполнитель желаний. С другой стороны - это вещь достаточно дорогая, и до её приобретения следует внимательно рассмотреть судьбу тех, кто опрометчиво доверился рекламодателям.
Рэй Брэдбери.
Песочный Человек (Сущность, рассказ, перевод
Р. Рыбкина), стр. 156-165. Школа будущего для детей с высоким коэффициентом умственного развития. Здесь нет места эмоциям, вся жизнь регламентирована. Роби ненавидит школу, ненавидит учителей, он любит, простите, он душевно расположен к матери. Однажды во время обязательной прогулки в саду перед Роби появляется песочный человек...
Уаймен Гвин (1915-1989).
Планерята (рассказ, перевод
Н. Галь), стр. 165-185. Учёный вывел новый разумный вид - планирующих грызунов, обучил их выдуманному языку, и рассказал им, что их предки прибыли с Венеры.
Франсиско Гарсиа Павон (1919-1989).
Когда стены стали прозрачными (рассказ, перевод
Р. Рыбкина), стр. 185-188. Один радиолюбитель случайно открывает, что, подключив к телевизору другой распространённый бытовой прибор, можно на значительном расстоянии видеть и слышать сквозь стены. Новое устройство быстро получило широкое распространение, и вскоре каждый в любой момент мог находиться под наблюдением. Не стало ни секретов, ни личной жизни. Чтобы помыться, в ванной гасили свет. Жизнь постепенно превращалась в ад...
Ларри Нивен (род. 30 апреля 1938 г.)
Прохожий (рассказ, перевод
О. Битова), стр. 189-202. В систему Кошей летит транспортник с Земли с грузом генетически изменённых семян, специями, прототипами машин - словом, со всем тем, что нельзя передать при помощи лазера связи. В полёте произошла авария: что-то нарушило регулировку разгонных полей, - и корабль превратился в неуправляемый снаряд. Постоянное ускорение приведёт экипаж к скорой гибели. Но посреди космоса кораблю повстречался золотой человек.
Публицистика
Еремей Парнов.
Два лика Януса (статья), стр. 203-219. Фантастика - гиперболическое зеркало, в котором отражаются наши представления о настоящем и о пути, которым идёт человечество. Она помогает людям прокладывать дороги в неведомое. Но это зеркало может быть и кривым. В западных странах широкое распространение получила «мусорная» фантастика, единственной целью которой является подспудно убедить читателя в неизменности окружающего с его пороками. К таковой относятся фильмы «Звёздные войны» и «Тесные контакты третьего вида», сериал «Звёздный рейс» и огромное количество печатной продукции. Даже прогрессивные фантасты там дезориентированы и могут лишь критиковать общество, в котором живут, но не в состоянии предложить ему достойной альтернативы.
Меридианы фантастики
Вл. Гаков.
Хроника событий в мире фантастики. Лето - осень 1981 года (заметки), стр. 220-223.
ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
7 августа исполнилось 65 лет Виталию Григорьевичу Мелентьеву, известному детскому писателю, автору НФ книг «33 марта», «Голубые люди Розовой земли», «Черный свет», «Обыкновенная Мемба» и др.
2 сентября исполнилось 75 лет Александру Петровичу Казанцеву, старейшему советскому писателю-фантасту, автору НФ книг «Пылающий остров», «Арктический мост», «Мол «Северный», «Гость из Космоса», «Внуки Марса», «Сильнее времени», «Фаэты», «Купол Надежды».
2-8 сентября, в дни работы Московской Международной книжной выставки-ярмарки вновь большой интерес у зарубежных книгоиздателей вызвала советская фантастика. Было подписано 30 контрактов на издание за рубежом произведений И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, Г. Гора, В. Григорьева, романов «Буранный полустанок» Ч. Айтматова и «Альтист Данилов» В. Орлова, а также антологий советской НФ.
15 октября исполнилось 75 лет Георгию Сергеевичу Мартынову, старейшему советскому писателю-фантасту, автору НФ книг «Каллисто», трилогии «Звездоплаватели», «Гость из бездны», «Гианэя», «Спираль времени», «Сто одиннадцатый».
29-30 октября в Перми проведен 1-й областной семинар клубов любителей фантастики (КЛФ) под девизом «Фантастика - за мир и социальный прогресс». Семинар был организован обкомом ВЛКСМ, местным отделением Всесоюзного общества книголюбов, пермским КЛФ «Рифей». С докладами на семинаре выступили заведующий кафедрой Пермского политехнического института доктор философских наук З. И. Файнбург, председатель КЛФ «Рифей» А. Лукашин, члены Клуба, а также гости - Вл. Гаков и В. Бабенко (Москва), Ф. Дымов (Ленинград), В. Бугров и С. Другаль (Свердловск), представители КЛФ из городов области, Свердловска, Нефтеюганска, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Калининграда, Вильнюса. Во время работы семинара были обсуждены произведения молодых пермских фантастов, художников, работающих в жанре фантастики. Участники семинара поделились опытом организации и работы КЛФ, наметили совместные планы дальнейшей деятельности.
ЗА РУБЕЖОМ
Болгария
25-28 мая в Софии прошел 2-й фестиваль болгарских Клубов фантастики и прогностики, организованный ЦК ДКСМ, Институтом культуры, софийским Домом советской науки и техники и городским Домом молодежи. Фестиваль прошел под девизом «Человек, эволюция, космос» и был приурочен к 20-летию первого полета человека в космос. В рамках фестиваля были проведены: научный симпозиум с секциями «Космическое будущее человечества», «Фантазия и творчество», «Марксистско-ленинская прогностика», «Теория и история научной фантастики»; ежегодная встреча представителей болгарских клубов; встреча с представителями издательств и редакций.
Великобритания
17 сентября исполнилось 70 лет Уильяму Голдингу, современному английскому писателю, автору философско-фантастических романов-притч «Повелитель мух» и «Наследники» (переведены в СССР), оказавших значительное влияние на развитие англоязычной фантастической литературы.
Венгрия
15-16 октября в Будапеште состоялось рабочее. совещание писателей-фантастов социалистических стран. Советскую фантастику представляла Н.М.Беркова, секретарь Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе СП СССР.
Голландия
27-29 августа в Роттердаме, во время традиционной встречи любителей фантастики стран Бенилюкса, состоялась встреча членов исполкома Всемирной организации научных фантастов (ВОНФ), на которой присутствовали президент ВОНФ Ф.Пол (США), вице-президент Е.Парнов (СССР), члены исполкома С. Люндвалл (Швеция), Г. Франке (ФРГ), П. Дювик и П. Барбе (Франция) и другие.
Канада
23-25 октября в Оттаве состоялась 4-я ежегодная Конвенция канадских любителей фантастики. Почетным гостем Конвенции была американская писательница Джоан Виндж, лауреат премии «Хьюго» 1981 года (смотри ниже).
США
Журнал «НФ Хроники» сообщает, что американский астронавт Алан Бин (четвертый человек, ступивший на поверхность Луны) уволился из НАСА и решил полностью посвятить себя фантастической живописи (как было сказано, «в основном на лунные темы»), А. Бину 49 лет, во время работы летчиком-испытателем он посещал вечерний университет искусств и ныне присоединился к Ассоциации «Художники-фантасты», объединяющей более 400 художников и графиков. А.Бин заявил, что 18 лет пребывания в отряде американских астронавтов и полеты в космос дали ему «столько визуальных впечатлений, столько красок, сколько не имел ни один художник в мире». Таким образом, это уже второй (после Алексея Леонова) космонавт, взявший в руки кисть, чтобы запечатлеть увиденное в космосе.
На встрече членов Ассоциации «Научные фантасты США» были объявлены новые лауреаты премии «Небьюла». Лучшим романом признана книга Г.Бенфорда «Стержень времени», премии за повесть и короткую повесть получили С. М. Чарнас и X. Уолдроп. А 3-7 сентября в городе Денвере проходила 39-я «Всемирная» конвенция американских любителей фантастики, на которой были объявлены лауреаты другой высшей премии, «Хьюго»: лучшим романом признана «Снежная королева» Д. Виндж, две премии (за повесть и короткую повесть) получил Г. Диксон. «Героем» года стал нестареющий ветеран Клиффорд Саймак, творчество которого хорошо знают» СССР: рассказ К. Саймака «Грот танцующего оленя» получил обе высшие премии в своем классе, «Хьюго» и «Небьюлу». Премией имени Джона Кэмпбелла отмечен самый яркий дебютант двух последних лет С.Сакариткул, а премия в жанре «фэнтези», «Гэндальф», вручена Кэтрин Мур, вдове и соавтору писателя Генри Каттнера.
19-21 июня в Денвере состоялась ежегодная конференция критиков и литературоведов, специализирующихся на фантастике. На встрече присутствовали президент Ассоциации «Исследователи Научной Фантастики США» Д. Ганн, известные писатели Д. Уильямсон и Ф. Пол. Традиционная премия в области «фантастиковедения», «Пилигрим» была вручена одному из старейших энтузиастов фантастики, активисту движения американских «фэнов», критику Сэму Московицу, автору книг о фантастике «Искатели завтрашнего дня», «Исследователи бесконечного» и др.
29 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Фредерика Брауна (1906-1972), известного американского фантаста, автора НФ книг «Марсиане, убирайтесь домой», «Что за безумная Вселенная!», «Ангелы и звездолеты» и др. В СССР издан сборник Ф. Брауна (совместно с У. Тенном) «Звездная карусель», переведено несколько десятков рассказов. Для творчества Ф. Брауна характерны отточенный юмор, гуманизм, он по праву считается одним из лидеров юмористической и сатирической американской фантастики.
Отпраздновало свое десятилетие издательство «ДАУ-Букс» (по имени основателя - известного писателя, редактора и издателя Дональда А. Уоллхейма в 50-60-е годы открывшего таких мастеров, как С. Дилэни, Ф. Дик и У. Ле Гуин). «ДАУ-Букс» - единственное американское издательство, выпускающее массовым тиражом исключительно научную фантастику; сейчас в нем выходит ежемесячно 4-5 книг научной фантастики и «фэнтези».
Франция
27 мая-2 июня в Метце состоялся 6-й фестиваль французской фантастики, традиционно проводимый городским самоуправлением под эгидой министерства культуры и коммуникаций Франции. Приз за лучшую иностранную книгу года присужден повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», а другой популярный французский приз, «Аполло» - роману известной американской писательницы К. Вильхельм «Время Джунипер».
ФРГ
14-16 августа в Штутгарте состоялась 26-я ежегодная встреча членов «Немецкого Научно-фантастического Клуба», на которую были приглашены известные американские писательницы Э. Маккэффри и М. З. Брэдли, живущий в Ирландии Г. Гаррисон, редактор голландского НФ журнала «Орбита» К. ван Тоорн, известный западногерманский писатель-фантаст и редактор В. Йешке.
Шри Ланка
Сенсацию в мире научной фантастики вызвало сообщение о том, что ведущий английский писатель-фантаст Артур Кларк (постоянно живущий в Шри Ланке) подписал контракт с американским издательством «Баллантайн» на новый роман - продолжение знаменитой книги «Космическая одиссея 2001 года». Чуть позже А.Кларк пояснил в интервью, что контракт заключен на еще не написанный, а лишь задуманный роман…
Япония
22-23 августа в Осака состоялась 20 я Конвенция японских любителей фантастики, на которой обсуждалось состояние жанра в стране. По данным любительского журнала «Нова Экспресс», в 1980 г. в Японии выпущено более 300 НФ книг, большинство из которых переводные. В 1980 г. «Японский Клуб Писателей-Фантастов» учредил «Большой японский приз» в жанре научной фантастики; первым лауреатом стал Акира Хори (за сборник рассказов «Сечение солнечного ветра»). Сообщается также, что вышел в прокат второй фильм по роману известного нашему читателю Саке Комацу «День возрождения» (роман Саке Комацу «Погружение Дракона» переведен на русский язык, а фильм «Гибель Японии» - экранизация романа - демонстрировался на наших экранах).