Март 1946 года
Улица Тагильская
Дневник И.Л. Вандышева//Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. З. Челябинск, 2002 г.: 1946 год. 6 февраля. Сегодня иду на развеску 2-х выставок на избирательных участках (10 и 1-м). Сегодня же случай: переполох у нас с Ириной. Утерялся мой паспорт, и отсюда пошло переживание: где утерял? Кто взял? И как мне придется много время терять, хлопотать о паспорте, а как без паспорта это время быть? Везде и всюду нужно его, и голосовать 10-го, и как правленцу, и прочее, и прочее. Ну вот наконец уж все перерыто, я вышел. Вхожу, и Ирина кричит из комнаты: «Говори: слава Богу!» - и бежит мне навстречу с паспортом. Оказалось, он спокойно себе лежал среди вписных и выписных бланков. Я взял его и почти расцеловал. Жена вообще меня часто выручает в подобных утерях.
11 февраля. Вчера прошел день выборов в Верховный) Совет СССР и Сов(ет) национальностей. В 1-й голосовался тов. Патоличев, а во 2-й т. Коробов. Мы рано поднялись с Ириной и пошли голосовать под освещением ракет. В этот же день я ходил дежурить на выставках при избирательных участках. Интересно было наблюдать за зрителями вообще и в частности, как они рассматривали и мои «Старую Челябу», «Сенную площадь», определили правильно, а место монастыря перепутали и поняли по-своему.
19 марта. Вспомнил, что на днях был у Кручинина (начальник по делам искусств), который говорил, что картина «Сенная площадь» лучше картины «Старая Челяба», которая в Москве. «Сенная» более отражает самую старую Челябу, как город, а та - только в типаже.
3 апреля. Позавчера продал картину в отдел искусств за четыре тысячи, но переводят две. А вот как отнесутся при сдаче 10 апреля. Кручинин еще обещает мне заказать творческие работы. Посмотрим.
16 мая. Заключил договор на «Тракторную колонну» за 15 т.
8 июня. Подписал договор на «Тракторную колонну» давно, но надо уточнить с выплатой аванса. Что скажет Москва? Шут с ней! Со всем этим. Но напуститься на такую трудную работу, не имея заработка, - рискованно. Но очертя голову надо браться. За нее берусь - все равно мне о выходе из положения ничего не придумать. Я «небашковитый», хоть имею большую голову.
20 июля. Вчера унес в краевед(ческий) музей к дир(ектору) Горохову И. Г. картину «Старая Челяба» (зима). Он решил ее оставить у себя и показать надлежащим лицам, а дальше (?).
29 июля. Вчера был неплохой парад и гимнастические) упражнения, но погода была неважная.
4 августа. Обычное дело с художниками. Сегодня на зарисовках на базаре заподозрили и проверили документы, даже в 3 отд(елении) милиции.
24 августа. Четверо суток стоял в очереди, с 20 по 23-е включительно, у кассы за билетом до Н. Увельки.
7 сентября. Наткнулся вчера на курень натурщиц - хоть отбивайся. И это по-соседству. После старух дряхлых, убеленных сединами, и вдруг жизнерадостные, подвижные, цветущие девицы. Какой контраст, какая противоположность. Все это дает мне возможность изучать наш народ. В Челябинске можно сейчас встретить людей всей нашей необъятной Родины. Как поучительно!..
15 сентября. Выходной. Глупейший день получился. Простоял целый день за продуктами и не получил, а завтра повышение цен. Вот вперед наука - надо еще раньше вставать. Был у Фехнера, смотрел портрет Сталина, по-моему, не хуже получается Глущенкова, правда, нет размаха кисти - все смазано, погрешности в рисунке.
26 сентября. Пришел в 12 ночи вчера. Собрание по проработке постановления ЦК о журн(алах) «Звезда», «Ленинград», кинематографии и проч., о вредных протаскиваниях подражания западно-европейскому упадочному искусству прошло оживленно в нашем художественном) коллективе, где между прочим подвергались (как брак) критике работы Иоффе, Фикса, Шестакова, Пруцкого, Мочалова, Фехнера, а также и моя «Старая Челяба». «Старую Челябу» некоторые (Сабуров, Мочалов) старались низвести до протаскивания вредной идеологии - мол там много показано крепких стен, хорошо живущих и даже нет мол там полицейского, упитанный купец, хорошо живущий железнодорожник и т. п. (Мочалов).
Апрель 1946 года
Май 1946 года
Июнь 1946 года
Июнь 1946 года
Бывшая мельница Степановых
Улица Социалистическая
Юрий Рязанов.
Ледолом: 1946 год, апрель. Наверное, этот апрельский день конца детства и врезался в меня, оставшись немеркнущей живой картиной, на всю жизнь - Челябинск, привычный маршрут: дом - школа на улице какого-то местного революционера Елькина… Что за революционер, чем прославился - неизвестно. И улиц с чьими-то чуждыми, ничего не говорящими фамилиями - уйма. Назвали - и забыли. …Однако шаг за шагом ко мне приближалась мёртвая кирпичная коробка - громадина с десятками одинаковых квадратных слепых окон, и я доплелся бы до порога своего пятого «б» класса, испытав очередную нудную процедуру с расспросами и допросами, высокомерными гневными нотациями и дневниковыми приговорами, не подлежащими обжалованию. Но добрёл я лишь до каменного моста, соединяющего центр города с Заречьем. Даже не перебежав тротуар и дорогу, я свернул направо с улицы Труда, поражённый и сразу всецело захваченный тем действом, что творилось под быками моста.
Я сразу увидел нечто необыкновенное: река движется, словно огромное - взглядом не охватишь - ожившее существо, огромнейшее чудовище, но не сказочное, а всамделишное, и это зрелище меня пронизало и примагничивало. Я почти поверил в это осмысленное движение, окинув взглядом неохватное шевелящееся пространство, зажатое берегами. Миасс был похож на спавший зиму и вдруг очнувшийся от оков сна живой организм. Пока я видел не сам организм, а панцирь, закрывавший его. А под ним движется, медленно и грозно, сама стихия, неукротимая силища, всемогущая, неудержимая. Там и сям двух-трёхметровые - не меньше! - куски льда вставали вертикально, зловеще отблёскивая сталью сломов, и в таком положении медленно ползли навстречу мосту, словно стремясь сокрушить, сдвинуть его с фундамента и даже вместе с ним поплыть дальше.
Дух захватило необъяснимым желанным страхом: а если они сорвут и потащат, толкая перед собой, железобетонное сооружение, а вместе с ним и строения на берегу?! Выворачиваясь, становясь на дыбы, с невероятной мощности напором наползая на быки моста, они однако с оглушительным грохотом рушились, раскалывались, крошились под напором таких же массивных глыбин.
Подобного буйства речной стихии мне ещё ни разу не выпало счастье наблюдать: льдины разных размеров, толщины и очертаний, а также крошево неслись по другую, противоположную, правую, сторону моста, если посмотреть через чугунные перила, вниз по течению сплошной массой, то быстро, то замедляя движение, то рывками и с невероятной скоростью, сталкивались, вползая друг на дружку, с шлёпаньем и плеском плюхались в бездонные чёрные водовороты, приоткрывавшиеся на секунду-другую. Грохот и скрежетания звучали грозным музыкальным сопровождением неукротимого буйства природы, битвы ледяной рати со всем и вся и с самой собой.
В этом сражении не определишь победителей или побежденных, всё перемолотое неудержимо несло за гранитные быки моста, мимо каменных оков берега.
Я повернул голову налево и стал со страхом и наслаждением любоваться колоссальным ледяным нашествием, вседробящим, казалось, неукротимым, бесконечным, нёсшим на себе, на своём колышущемся панцире, обломки грандиозного побоища: бревна, обломки досок, щепки и куски каких-то сооружений, побеждённых, раздробленных, раскромсанных, расплющенных, разбитых вдребезги в дикой схватке, произошедшей где-то там, выше по течению. Даже одноместный, с распахнутой, висящей на верхнем шарнире дверью и уцелевшим стульчаком, сортир сорвал озверевший ледяной зверь-хулиган, не выпуская его из своих невидимых насмешливых лап, и волок неведомо куда.
Все замеченные мною обломки чего-то сооружённого руками людей недавно были заборами, сараями, баньками в приречных посёлках. Сейчас, изломанное, исковерканное, это нечто, временами выплывая, появлялось на поверхности вздыбившегося ледяного поля, задавленное, зажатое и раздавленное, кусками - всего на секунду, на момент сверкнувших под солнцем огранённых кристаллов, скрывавших это сокрушённое в тёмной, жуткой пучине, может быть навсегда опустив на дно, в вязкий ил, как в могилу. Словно загипнотизированный этим могучим буйством, я вцепился в чугунные брусья перил моста, не чувствуя онемевших пальцев.
…Вода прибывала на глазах и, когда льдины, словно доисторические животные, страшные чудища, наскакивали, напирали со скрежетом на быки, выплёскивая струи и выплёвывая мелкое крошево на площадь моста, мне становилось не по себе: казалось, что ледяные горы - рукой дотянуться можно - недвижимы, а мост вместе со мной стремглав несётся вниз по течению.
Эта фантасмагория длилась до тех пор, пока я опять не повернул голову и вдруг всё-таки почувствовал, что мои лёгкие обутки промокли насквозь и пора драпать с опасного, пугающего, словно заколдовавшего меня моста: углы некоторых накренившихся в мою сторону льдин, ослепительно блистая гранями изломов под ярким солнцем, проносились и проползали совсем рядом. Сдёрнув скрюченные пальцы с перила, одеревеневшие от холода, я быстро, насколько позволяли негнувшиеся в коленях ноги, пошлёпал по лывам, залившим тротуар, на противоположную часть улицы, не отрывая зачарованного взгляда от ледолома, - меня всё ещё влекло туда, где продолжала буйствовать всёсокрушающая зовущая стихия.
1946 год, осень. До двухэтажной бани с третьей, технической, надстройкой на улице Красноармейской добрались молча. …Народу на первом этаже скопилось - не протолкнёшься. Шебутливые, горластые женщины с эмалированными тазами, цинковыми ванночками и малолетними ребятишками, смиренные старушки и старики с вениками и авоськами, шныряющая туда-сюда пацанва… Все места на скамейках, расставленных вдоль стен, плотно заняли жаждущие помыться. Многие ждут стоя. Некоторые сидят на бетонном, с белой мраморной крошкой, полу и в углах, на карточках.
- Бежим на второй, - предлагает Генка, и мы с трудом протискиваемся на следующий этаж.
И здесь такая же давка. Громкие споры, кто за кем занимал очередь. Нам удаётся просочиться сквозь душную толпу до лестницы, ведущей на третий, технический, этаж, в котельную. Оттуда, сверху, раздаются словно бы винтовочные выстрелы, резко ударяющие в ушные перепонки, - там работают котлы нагрева воды. Загадочные с детства звуки. Сколько лет я пытался разгадать, что там такое взрывается?
Поскольку свободного времени впереди простиралось бесконечно много, а цели пребывания здесь не видно никакой, то я охотно поднялся, и мы, извиняясь и расплющиваясь в толпе, протиснулись к буфету, находившемуся в зале первого этажа. Даже несколькими ступеньками ниже, как бы в полуподвале, залитом густым, влажным воздухом, насыщенным терпкими запахами нечистых человеческих тел.
Челябинский цинковый завод