Черный столб. Составитель:
К. Андреев. М.:
Знание, 1963 г. Тираж: 315 000 экз.
Иллюстрация на обложке
А. Брусиловского.
Содержание:
Е. Войскунский, И. Лукодьянов.
Чёрный столб (повесть), стр. 3-109. Рассказ об судьбе Александра Кравцова - активного участника событий по укрощению мировой катастрофы, связанной с бурением сверхглубокой скважины.
Т. Корнев.
О повести «Чёрный столб» (статья), стр. 109-113
Анатолий Днепров.
Разговор с чужой тенью (рассказ), стр. 114-133. Можно ли создать полную копию человека, его модель, сколь угодно близкую к натуре? Есть две точки зрения на проблему. Профессор Касьянов считает, что создать такую модель возможно. А его оппонент доказывает, что имитировать можно только человеческое мышление. А чувства, эмоции, душа лежат за пределами машинного моделирования. И не было бы этим спорам конца, если бы в институте не появилась новая лаборантка, Галина Евгеньевна Гурзо.
И. Миронов.
Двое под гамаком (рассказ), стр. 134-149. Молодому журналисту Игорю Подольному шеф дал задание: взять интервью у академика Игоря Ренского, в лаборатории которого сделана машина имитирующая глаз человека. Трудность состояла в том, что сам академик никогда не разговаривал с журналистами.
А. Азимов.
Хоровод (рассказ, перевод
А. Иорданского), стр. 150-169. В 2015 году на Меркурий прибыли Донован, Пауэлл и Робот СПД-13 для расконсервации станции на рудниках. Для починки солнечной батареи люди послали робота на ближайшее селеновое озеро. Но робот не возвращался пять часов и товарищей охватило беспокойство. Уловив коротковолновый сигнал от СПД-13, они узнали, что робот по непонятной причине бешено бегает вокруг озера.
А.П. Мицкевич.
Роботы - что они могут? (статья), стр. 169-175.
Н. Разговоров (1920-1983).
Четыре четырки (повесть), стр. 176-220. Известно, что «четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун - это бусука». Также известно, что «бусука - лучший друг тида». Неизвестно главное: что такое «бусука»?
В.В. Парин.
Я признателен академику Ару… (статья), стр. 220-221.
Артур Кларк [1917-2008, справка об авторе], стр. 222
Артур Кларк.
По ту сторону неба (цикл рассказов, перевод
Л. Жданова)
Специальный груз, стр. 223-226. Первые искусственные спутники были очень близки от Земли, а три станции, составляющие огромный треугольник трансляционной цепи, расположились на высоте в двадцать две тысячи миль точно вокруг экватора. Место размещения технического персонала и бригад монтажников было примитивным, и космонавты обрадовались отправляемым им с Земли душу, надувной комнате отдыха, библиотеке микрофильмов, магнитному бильярдному столу. Но при подлете посылки...
Пернатый друг, стр. 226-230. Первые искусственные спутники были очень близки от Земли, а три станции, составляющие огромный треугольник трансляционной цепи, расположились на высоте в двадцать две тысячи миль точно вокруг экватора. Место размещения технического персонала и бригад монтажников было примитивным, и космонавты обрадовались отправляемым им с Земли душу, надувной комнате отдыха, библиотеке микрофильмов, магнитному бильярдному столу. Но при подлете посылки...
Сделайте глубокий вдох, стр. 230-233. На станции не было окон, чтобы оглядеться, зажглось батарейное аварийное освещение. Все главные воздушные выходы закрываются автоматически при падении давления. Они и закрылись. Некоторое время мы могли жить в нашей собственной атмосфере, даже если она не будет обновляться. К несчастью, постоянный свист указал на то, что воздух где-то утекает из кабины. Не было способа узнать, что случилось со станцией. Выход был нестандартным...
Космическая свобода, стр. 233-237. Если бы здесь, на космической станции, не рассылали сообщения по всему Земному шару, подумайте, как бы могли большие деловые организации держать в контакте друг с другом их разбросанные по всему миру электронные мозги? Так думал уважаемый Артур Кларк в доинтернетовскую эпоху о сети ретрансляционных спутников на орбите.
Случайная встреча, стр. 237-240. Он получил назначение на Спутник Два, а Джулия отправилась на Солнечную Обсерваторию - на том же расстоянии от Земли, но на пару градусов восточнее по орбите. Так они и находились в двадцати двух тысячах миль над центром Африки, но с девяти сотнями миль пустого, враждебного пространства космоса между ними. Они начали думать о мосте через пучину, разделившую их. И тогда он влез в свой скафандр, привязал себя к скутеру, и отчалил от станции на минимальной мощности.
Зов звезд, стр. 240-243. Мы обитали в море миллиарды лет, прежде чем решили посмотреть сушу. Теперь мы делаем следующий большой скачок - небольшой, но отважный флот собирается бросить вызов бесконечности. Прошло всего сорок лет с тех пор как были запущены первые спутники, и Луна казалась тогда ещё очень далекой. Но отец героя рассказа боролся за то, чтобы он остался на Земле.
Артур Кларк.
Из солнечного чрева (рассказ, перевод
Л. Жданова), стр. 244-251. А вы уверены, что на солнце нет жизни?
В. Сафонов (1904-2000).
Пришествие и гибель Собственника (фантастический памфлет), стр. 252-269. Собственник провозглашал свою собственность табу для всего человечества. Он окружал ее рвами, бастионами, колючей изгородью. Да, да, чтоб никто не переступил священной черты. И помогали ему группы людей, не делавших ничего и только носивших с собой нелепые и устрашающие машины для убийства. Такие машины выделывались массами в эпоху религиозной морали и кодексов, запрещавших убийство.
О научной фантастике.
С. Ларин.
Пафос современной фантастики (рецензия), стр. 270-279. Рецензия на книгу Ю. Рюрикова
«Через 100 и 1000 лет». Книга Рюрикова не просто работа обзорного характера, анализирующая ряд научно-фантастических произведений последнего времени. Основное внимание критика сконцентрировано вокруг одной из центральных проблем современной фантастики - на вопросе о том, как она изображает человека будущего. В этом смысле его работа в чем-то сродни самим произведениям фантастов. Сопоставляя характеры героев книг, созданные писателями-фантастами, с данными науки, исследованиями, экспериментами ученых, психологов, социологов, с рассуждениями философов, Ю. Рюриков стремится как бы вслед за писателями спроецировать на своем экране облик нового, грядущего человека. Книга привлекает широкой эрудицией автора, свободной манерой разговора, который он ведет с читателем, умея о самых сложных и мало изученных наукой понятиях и гипотезах говорить просто, увлекательно, ярко и образно. Эти достоинства книги тем более дороги, что автор ее в нашей весьма небогатой критической литературе о фантастике идет, что называется, по первопутку.
В. Травинский.
Раскроем сборник «Фантастика, 1962 год» (статья), стр. 280-285. Фрагмент статьи, описывающий повесть братьев Стругацких «Попытка к бегству». Приводится мнение, что это лучшее из всего, что написано Стругацкими до сих пор.
М. Емцев, Е. Парнов.
Лабиринт чудес (статья), стр. 286-291. Рецензия на фантастическо-шпионскую повесть бакинских писателей Е. Войскунского и И. Лукодьянова - «Экипаж Меконга».
Об авторах научно-фантастических произведений, стр. 292