Составители: А. Козлов, А. Осипов.
М.:
Молодая гвардия, 1979 г. Тираж: 150 000 экз.
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации
Р. Авотина. Содержание:
Виталий Севастьянов.
Лети, стрела времени! (предисловие), стр. 5-8. Что такое научная фантастика, в чём её притягательная сила? По-разному пытаются ответить на эти вопросы читатели, почитатели, исследователи НФ. Как читатель попробую дать такое определение: «Научная фантастика - это литературный жанр, описывающий события, явления, которые подвластны законам ещё не открытым или недостаточно исследованным».
В самом деле, когда Жюль Верн мысленно конструировал подводный корабль в романе
«80 000 километров под водой», законы создания таких аппаратов были еще мало исследованы.
Когда Герберт Уэллс сочинял рассказ
«Зелёная дверь», законы быстрого проникновения из одного мира, взаимно сопряженного с другим, были никому не известны. Не открыты они и доселе. Однако настанет срок, каким бы далеким он ни был, и мечта писателя осуществится.
Когда Алексей Толстой «снаряжал» - инженера Лося для путешествия в железном снаряде на Марс, большинству учёных это казалось забавной выдумкой. Однако прошло всего полвека - и земные корабли двинулись к Марсу, бороздя космические волны.
Подобных примеров можно привести немало. Принято считать, что НФ - своеобразный полигон для испытания всевозможных моделей будущего. Такая точка зрения представляется мне механистической, односторонней.
Действительно, одна из задач писателя-фантаста состоит в творческом осмыслении проблем завтрашнего дня. Что там, в призрачной дымке грядущего? Какие светозарные города взовьются к заоблачным высям? Орбиты каких кораблей, подобно лепесткам диковинного цветка, украсят звездные луга Вселенной? Как справится человек с загрязнением окружающей среды, с голодом и болезнями, с войнами и нищетой? Ответы на эти и на другие бесчисленные вопросы уже заложены в настоящем. Здесь, в нашей жизни. Талант фантаста в том и состоит, чтобы по еле заметному зеленому ростку предугадать облик прекрасного древа грядущего. Но разве само настоящее, сущее бытие не даёт пищу фантасту для размышлений? Разве мало еще загадок в природе, нуждающихся в объяснениях, догадках, пусть даже фантастических? А история всех без исключения народов! Сколько в ней романтического, таинственного, пробуждающего воображение! Как объяснить загадку огромных рисунков в пустыне Наска, или существование растений-гигантов на Сахалине, или удивительные математические закономерности пирамид? Как, откуда несколько тысячелетий назад могли появиться электролитические элементы, модели летательных аппаратов, совершенные астрономические календари? Как видим, оперативный простор для писателя-фантаста поистине необъятен, поскольку раздвинут горизонтами всех трех времен - прошедших, идущих, будущих. Тем труднее и ответственнее задачи настоящего художника-творца: развивая любую тему, погружаясь воображением в любую эпоху, помнить о главном - о пропаганде передовых научных идей, об объективном истолковании картины мироздания, о развитии воображения читателя, о величайшей осмотрительности при решении глобальных вопросов бытия.
На мой взгляд, научная фантастика должна отвечать трём необходимым условиям.
Условие первое. Писателю-фантасту следует по преимуществу выбирать героев из своего народа, из своего социалистического (а в недалёком будущем и коммунистического) общества. Это тем более важно, что ещё недавно некоторые фантасты часто грешили тем, что поголовно выносили действие своих произведений на капиталистический Запад. При этом выходило порою и так, что обличение пороков капитализма перерастало в их смакование, а существование самого несправедливого общественного устройства на Земле как бы проецировалось чуть ли не на тысячелетия вперед. Разумеется, произведения-памфлеты, сатиры, развенчивающие истинный облик капитализма, его потребительское, торгашеское нутро, играют немалую роль, однако научно-фантастическая литература, как и всякий другой жанр литературы, не может состоять из одних только разоблачений. Тем более что конец капитализма исторически предопределен.
Условие второе. Фантастика должна быть гуманной в основе своей. Схватки галактических банд, апокалиптические видения, жестокие истязания землян пришельцами со звёзд - весь этот псевдолитературный хлам мало что даём уму и воображению читателя, наоборот, приносит немалый вред, лишает социальной перспективы. Драматических и даже трагических ситуаций как при освоении Солнечной системы, так и на самой Земле будет ещё немало, но это драматизм и трагизм совсем иной. Это драматизм
«Туманности Андромеды» Ивана Ефремова,
«Человека-амфибии» Александра Беляева,
«Аэлиты» Алексея Толстого,
«Бегства мистера Мак-Кинли» Леонида Леонова.
Условие третье. Фантастика должна быть высокохудожественной, то есть ни в чём не уступать другим литературным жанрам. Тот, кто полагает, что новое в НФ - необыкновенная гипотеза или лихо закрученный сюжет, глубоко ошибается. Главное - Слово, вмещающее в себя и радость, и красоту, и боль, и ярость художника. И здесь у начинающего писателя-фантаста есть превосходные образцы подражания, для воспевания идеала прекрасного. Приведу хотя бы одну мысль замечательного учёного фантаста Ивана Антоновича Ефремова:
«Прекрасное служит опорой души народа. Если сломить, разбить, разметать красоту, то ломаются устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизнь. На загаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, люди обращаются в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо. Поэтому важнее всего для судьбы людей и государства - нравственность народа, воспитание его в достоинстве и уважении к предкам, труду и красоте».
Именно этим непреходящим идеям посвящены появившиеся в последние годы фантастические произведения мастеров реалистической прозы Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Петра Проскурина, Сергея Залыгина, Юрия Куранова, Олега Алексеева.
Мне радостно сознавать, что за последнее десятилетие в нашей стране появился целый отряд молодых фантастов, чье творчество так или иначе отвечает трём выше названным условиям. Самое отрадное то, что этот многонационален: здесь и русские, и казахи, и литовцы, и украинцы, и армяне, и узбеки - буквально во всех республиках нашего Отечества подрастают молодые силы. Некоторые из произведений молодых представлены в настоящем сборнике. Прежде всего хочу отметить повесть Е. Гуляковского
«Атланты держат небо», рассказы О. Корабельникова
«Воля летать», А. Дмитрука
«Ночь молодого месяца», Р. Сагабаляна
«Аукцион», С. Смирнова
«Зеркало».
Повести и рассказы. Олег Алексеев (1934-2001).
Крепость Александра Невского (повесть), стр. 10-42. В селе Порхово Псковской области рядом со школой на высоком берегу реки располагалась старая крепость, построенная по приказу Александра Невского. Однажды после летней грозы, сопровождаемой ураганным ветром, рухнула старая липа, и открылся древний подземный ход. Какие же тайны скрывает крепость..
Евгений Гуляковский (1934-2017).
Атланты держат небо (повесть), стр. 43-119. На планете работает экспедиция. Обычная планета - «третья группа, отсутствие биосферы, сорок парсеков от базы, для человека безопасна». Все работы проводятся в соответствии с инструкциями. Обычная рутина. Но Глеб Танаев, один из руководителей экспедиции, обращает внимание на странные случаи: мелкие отказы механизмов, недомогания людей, несанкционированная перенастройка роботов. В ходе расследования Глеб оказывается перед выбором - его жизнь или безопасность Вселенной.
Ходжиакбар Шайхов (1945-2002).
Загадка Рене (повесть, перевод
В. Нечипоренко), стр. 120-151.Планета Ренэ, покрытая овальными камнями разной величины, совершенно безжизненна - однако на ней пропали два автоматических разведчика, а вслед за ними и экспедиция капитана Старка на корабле «Фотон». Так что за опасность таится на Ренэ? Выяснить это должен экипаж звездолёта «Алмаз» во главе с Олмосом Азизовым.
Владимир Щербаков (1938-2004).
«Могу рассказать вам...» (рассказ), стр. 152-160.Какое всё-таки великое дело - случайность! Десятки, сотни различных «если бы…» накладываются на реальность и позволяют разгадать загадку другой цивилизации…
Андрей Дмитрук (род. в 1947 г.).
Ночь молодого месяца (рассказ), стр. 161-175. Молодой ученый, металлофизик, бесследно пропал, Все поиски оказались безрезультатны. Только его друг подозревает, что следы его нужно искать отнюдь не в нашем веке...
Владимир Савченко (1933-2005).
Жил-был мальчик (рассказ), стр. 176-195. Иван Петрович, сотрудник инженерного НИИ, находясь в командировке в Москве случайно покупает с лотка книгу с претенциозным названием «Книга жизни». Вернувшись домой, начинает читать... и чувствует при этом всё большее беспокойство. Похоже на то, что эта странная книга действительно заставит Ивана Петровича заново оценить всю его жизнь.
Александр Щербаков (1932-1994).
Золотой куб (рассказ), стр. 196-202. Если остановить вращение электронов в атоме, высвободится энергия, которую можно полезно использовать. Но для проведения опыта нужен куб из чистого золота с размером грани в семьдесят сантиметров.
Юрий Медведев (род. в 1937 г.).
Чертова дюжина “Оскаров” (рассказ), стр. 203-221. Фильм Миши Барковского «Десант на Сатурн» отхватил тринадцать «Оскаров». Заслуженный триумф гения кинематографа? У жлобоватого переводчика Жилевина, сопровождавшего маэстро в загранкомандировках и съемочных экспедициях, иное мнение на этот счет. И он не прочь поделиться им даже со случайным знакомым - если, конечно, слушатель готов принять на веру то, что к созданию шедевра приложили руку инопланетяне.
Юрий Яровой (1932-1980).
Подарить вам город? (рассказ), стр. 222-241. Влюбленная в главного героя девушка дарит ему свой город. Что это - просто шутка, или что-то большее?
Леонид Панасенко (1949-2011).
Мастерская для Сикейроса (рассказ), стр. 242-248. Возле этой планеты погиб первый из её исследователей. Погиб нелепо, забыв включить противометеорную защиту. Последними его словами были «...я засмотрелся...» Что же могло настолько потрясти его воображение?
Ольга Ларионова (род. в 1935 г.).
Солнце входит в знак Близнецов (рассказ), стр. 249-258. Многомерное пространство представить себе трудно. Наверное, лучше начать с того, что просто поверить в его реальное, осязаемое существование. А уж если это тебе удастся, то выйдя из знакомой двери, как тысячу раз до этого, ты можешь оказаться в другом мире, мире, где Солнце входит в Знак Близнецов...
Михаил Грешнов (1916-1991).
Сны над Байкалом (рассказ), стр. 259-267. Нейрохимик Варя и инженер-электронщик Константин прилетели к Байкалу провести ряд экспериментов в области интенсификации работы мозга, воображения. Неожиданно во время одного из опытов перед ними показался тарантас, в котором сидел человек в неизменном пенсне, с небольшой аккуратной бородкой - Антон Павлович Чехов! Эту и многие другие картины сохранил Байкал, ибо ничто в мире не пропадает бесследно. Управляя потоками энергии, можно увидеть не только картины прошлого, но и будущего.
Николай Советов (1926-2017).
Дорожное происшествие (рассказ), стр. 268-280.Верховным координатором службы изучения разумной жизни во Вселенной было получено кодированное сообщение из сектора А. На местной транспортной артерии, - докладывал разведчик, - сложилась неблагополучная ситуация. Пришлось вмешаться.
Геннадий Максимович (1943-1999).
Призвание (рассказ), стр. 281-288. Рассказ о некоторых практических аспектах работы психоаналитика компьютеров.
Школа мастеров. Василий Шукшин (1929-1974).
До третьих петухов (сказка про Ивана-дурака, или как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума), стр. 290-334. Собрались как-то раз ночью в библиотеке литературные персонажи, и порешили, что Иван-дурак их позорит. Пусть-ка сходит он к Мудрецу и принесёт справку, что он не дурак, а умный. Пришлось дураку отправляться, и через многое по дороге пройти, влипая в приключения частенько по собственной дурости. Хоть Илья Муромец и приглядывал за ним, как и обещал...
Молодые голоса. Олег Корабельников (род. в 1949 г.).
Воля летать (рассказ), стр. 336-346. Природа слепо нащупывает пути дальнейшей эволюции человека. Следующей ступенью развития станет полный контроль не только над рефлексами и деятельностью внутренних органов, но и над биохимическими реакциями, иммунитетом, подсознанием. Человек подчинит себе свое тело, и отпадет необходимость в лекарствах, хирургическом ноже и в самой медицине. Раковые опухоли - это попытки природы методом проб и ошибок вырастить у человека новые органы. Почти все они приводят человека к смерти, но рано или поздно, мутация совершит качественный скачок, и появится человек нового вида.
Руслан Сагабалян (род. в 1951 г.).
Аукцион (рассказ), стр. 347-354. Прибыв на планету Гий, землянин Пап, оставшийся без денег, хочет продать свою дрессированную обезьянку. Но когда обезьянку выставляют на аукцион, оказывается, что она приобрела откуда-то новые, волшебные умения...
Сергей Смирнов (род. в 1958 г.).
Зеркало (рассказ), стр. 355-358. Пока все вокруг на этой планете боятся, надо, чтобы кто-то сохранял рассудок. Но что произойдёт, если окружающие перестанут бояться?..
Грани будущего. Александр Казанцев (1906-2002).
Приглашение к Мечте (статья), стр. 360-364. Казанцев излагает своё видение целей научной фантастики.
Дмитрий Зиберов (род. в 1940 г.).
Альбер Робида - шутник и мечтатель (статья), стр. 365-368.
Геннадий Хромушин (1930-2002).
Теории, прогнозы и фантастика (статья), стр. 369-386.
Александр Соколов, кандидат технических наук, профессор, записал Валерий Родиков.
Секреты золотого сечения (статья), стр. 387-394.
Библиография. Александр Осипов.
Советская фантастика (опыт библиографии 1976 - 1977 г.г.), стр. 396-400
Об авторах (справочник), стр. 401-405