Из воспоминаний акцизного чиновника Константина Теплоухова: 2 февраля. Вечером выборы в Горсовет, - присутствие - «обязательно». Народу масса, - едва протолкался записаться. Началось, - за председательским столом человек пять; читают по одному из намеченных кандидатов, - «кто против?». Были отчаянные, которые находили в кандидатах недостатки, - им заявляли, что «это не имеет значения!». «Поднимите руки, кто - за»... Поднимают - «Единогласно!». Так же другого, третьего и т.д. Находились еще отчаяннее, - рекомендовали своих- не записанных в список, - получали олимпийский ответ - «этот не соответствует!». Список прошел без всяких изменений.
Красные казармы
Наступил март. Новая служба разнообразная, но и хлопотливая. Народу в Промотделе пока немного. На мою долю выпала неблагодарная задача - уничтожить мелкую и кустарную промышленность, - официально - конечно - не уничтожить, но поставить ее в такие условия, при которых она существовать не может. Например - однородные производства должны работать сообща, - объединиться в артель, для учета вести бухгалтерию по двойной системе... Кустарей-одиночек обложили непосильными налогами.
3 сентября. На службе мои функции расширяются. На заводе, бывший Столль, ныне Колющенко-никуда не годные отливки из вагранки, - послали обследовать. Оказалось очень просто: вагранку загружают всякой чугунной дрянью, прибавляют свежего чугуна, какой найдется, - отливки, понятно, получаются самые неожиданные. Показали мне «сырье», - восемь вагонов: три - свежий чугун разных заводов и марок, пять - всевозможный лом. Написал длинный акт.
Прибежал в Промотдел торговый инспектор, - старый еврей, - зовет на дрожжевой завод, бывший Аникина, - дрожжи не покупают, завод стоит больше недели. Послали разобраться. Тоже очень просто: дрожжи настолько плохи, что даже воняют, работа ведется крайне небрежно, не выполняют самых элементарных условий производства. Составил акт, рекомендовал работать внимательнее.
Из газеты "Челябинский рабочий" за 27 апреля 1927 года
30 апреля 1927 года. Паровозное депо станции Челябинск
1 мая 1927 года. Фото: И. Горохов:
11 мая 1927 года
17 мая 1927 г. Постройка жилых домов на бывшем конском базаре. Гашение извести в "творилах"
Пожар на улице Советской
Памятник красвоенлётам: В июне 1927 года в газете «Челябинский рабочий» появилась заметка «Два памятника к десятилетию Октября строятся в Челябинске». В заметке отмечалось, что «оба памятника будут представлять из себя подобие обелиска, стоящего в Москве». Далее по тексту этой заметки: «Каждый из проектируемых обелисков будет состоять из десяти камней - в честь 10-ти лет революции. На камнях обелисков высекаются надписи и годы революции, с 1917 по 1927 год. Обелиски намечено построить из гранитных глыб розового и серого цвета.» … «Памятники намечено установить: один на братских могилах около нардома, и второй - за Зелёным базаром, около могилы разбившегося лётчика». Однако уже в августе 1927 г. памятник около нардома (гортеатра) было решено переработать. 12 октября 1927 г. в газете «Челябинский рабочий» сообщалось, что «Постройка памятника на месте гибели лётчиков уже началась. Стоимость этого памятника выразится в 900 рублей». Строительство второго памятника задерживается присылкой проекта. На постройку этого памятника горсоветом ассигновано до 1500 рублей». К концу октября 1927 г. памятник на месте гибели лётчика (или лётчиков) был установлен, а к строительству памятника у гортеатра (нардома) так и не приступили. В 1929 г. Ахунову, студенту скульптурного факультета Ленинградского высшего художественно-технического института, было предложено «проработать» проект памятника «павшим красным бойцам». Однако и этот проект не был реализован.
По мнению исследователей, занимающихся изучением истории авиации в годы гражданской войны в России, в 1919 году во время Челябинской операции действия авиации, как Красной армии, так и Белой армии были очень незначительными. В заметке о Челябинской операции за 25 октября 1927 г. (газета «Челябинский рабочий») упоминается о полётах колчаковских самолётов в районе Челябинска. Со стороны Красной армии летом 1919 года в районе Челябинска действовала авиация 5-й армии (28-й и 29-й разведывательные авиаотряды, РАО). Вячеслав Кондратьев пишет, что в боях за Челябинск участвовал только один аэроплан - "Бикодрон" из 29-го рао (единственная на тот момент боеспособная машина в отряде), который совершил несколько полетов на разведку и для "подъема боевого духа" наземных войск.
По данным специалиста по авиации в период гражданской войны Марата Хайрулина, в настоящее время подтверждена архивными документами только гибель самолёта «Фарсаль» № 1912 (так называли самолёт «Фарман-30» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л. с.) 28-го РАО.
В ноябре 2017 года копейский краевед Владимир Колмогоров обнаружил уникальную заметку в газете 5-й армии «Красный стрелок» от 27 августа 1919 года.
«8 августа около 12 часов 30 мин. дня, возвращаясь с боевой разведки, трагически погибли военный лётчик № авиационного отряда Э.У. Сизас и лётчик-наблюдатель М.Д. Саунин. Самолёт от неизвестной причины упал в лес около дер. Нифанка (близ станции Чумляк) и лётчики были найдены уже без признаков жизни. 11 августа к вечеру тела погибших товарищей были доставлены на станцию Челябинск, а 12 августа к 8 часам утра на специально приготовленном грузовике-автомобиле, обитом красной материей и убранном зеленью, тела были привезены в город, где на площади около Народного дома и были похоронены. Провожали тела кр[асноармей]цы 2 эскадрона № Петроградского кавалерийского полка, часть комендантской к[оман]ды и большое количество городского населения».
В 1927 году был изготовлен и установлен только памятник лётчикам. В заметке за 22 октября 1927 г. корреспондент газеты «Челябинский рабочий» пишет, что постройка памятника «на том месте, где разбились лётчики (ярмарочная площадь) заканчивается».
На карте Челябинска 1939 года отмечены два памятника. Один - памятник Ленину на Алом поле, а второй - во дворе нынешних домов № 51 и 53 по проспекту Ленина. Так как сведений о строительстве каких-либо памятников в центре города в 1928-1939 годы нет, то можно предположить, что отмечен именно памятник лётчикам.
13 июля 1927 г. Сабантуй. Выступление физкультурников. Прыжок с шестом
Из воспоминаний Анны Неаполитановой: В 1927 году в нашем Народном доме впервые появились оперные артисты - к нам приехала опера. Состав Киевской оперы был таков: драматическое сопрано - Рудницкая, лирическое - Образцовская, колоратурные сопрано - Кантемир и Кутилек, драматический тенор - Дроздов, лирический - Тюняев, меццо - Спытко, баритоны: Маршалов, Зубов и Ястребов, басы: Стефанович и Астров. Фотограф Шелудяков не преминул сфотографировать оперных артистов и продавал фотографии.
Алексей Брышко. Что было (рассказ старого челябинца)//История людей на Южном Урале. Челябинск, 2005. Вып. 1: В сентябре 1927 года была проведена городская военная игра пионеров и неорганизованных ребят «Синие наступают», в которой приняло участие 700 человек.
6 ноября 1927 года в присутствии многочисленных представителей трудящихся и жителей города состоялась торжественная закладка главного корпуса ЧГРЭС (фактически строительство началось ещё в мае-июне 1927 года). Все присутствующие, а это многие тысячи, выстроились в длинную очередь, проходили мимо котлована главного корпуса и бросали в него на память свой камушек из кучи щебня, в том числе и я, школяр.
В конце 1927 года соседка - молодая женщина, работавшая на строительстве ЧГРЭС «бригадной мамкой» (кухаркой, прачкой, уборщицей в строительной бригаде), - навещая родных, задержалась в городе до позднего вечера и побоялась одна идти из центра до ЧГРЭСовских бараков. Она попросила меня, 13-летнего, её сопровождать. Вышли из дома затемно. На улице зима. Улица Кирова от моста и дальше на север к окраине освещена была слабо, а в окрестностях посёлка - и того меньше. Шли не по тротуару (его толком и не было), а по центру улицы-дороги. Внезапно из темноты вынырнул мужичок и, увидев нас, резко застучал-засигналил в окно углового дома. Мы уже отошли на некоторое расстояние, как услышали окрик: «Стой!». Оглянулись и увидели, как из ворот двора выходят ещё двое. Все трое бросились за нами. Бежали мы «быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла». Страх либо останавливает человека, либо придаёт такие силы, что ему прежде и не снились. Тк они гнались за нами через лёд реки Миасс до стен тюрьмы, где мы оказались под защитой часового на угловой вышке. Преследователи вынуждены были вернуться не солоно хлебавши - грабеж не удался.
19 ноября 1927 года
30 ноября 1927 года
14 декабря 1927 года