История вещей: Le roi a Paris

Nov 18, 2021 08:39


Эти настенные часы я помню с детства. Каждые полчаса часы бьют, один удар в полчаса и от одного до 12 - в соответствующий час. Гости активно реагируют на бой часов, а мы этот бой практически не замечаем.





Дочери рисовали часы неоднократно. Даже не помню, чей это рисунок: Насти или Маши.



«Le Roi a Paris» переводится как “Король Парижа”. В начале ХХ века производством механических часов под маркой «Le Roi a Paris» занималось сразу несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были «Shlenkler-Kienzle», «Yunghans», «FMS и PHS». Под маркой «Le Roi a Paris», известной немецкой часовой фабрикой F.M.S. - Friedrich Mauthe, Schwenningen (Фредерик Мауте из Швеннингена) настенные часы массово ввозились в Царскую Россию в начале ХХ века.

Настенные часы «Le Roi a Paris» относились к разряду недорогих, доступных широким слоям населения. По сути это были механические часы с пружинным заводом и с эмалевыми циферблатами, отдаленно напоминающие “Венские регуляторы” (дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контурами корпуса из эбенового дерева или самшита, которые до этого выпускались австрийцами и немцами уже почти полвека). Маркировка циферблатов надписью «Le Roi a Paris» - маркетинговый ход, желание привлечь покупателей. Немцам удалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца XVIII века. Возможно, марка «Le Roi a Paris» не была зарегистрирована в Германии. Компания «Schlenker-Kienzle» официально зарегистрировала старинную торговую марку «Le Roi a Paris» на себя 16 марта 1909 года в международном патентном бюро в Лондоне. С тех пор надпись «Le Roi a Paris» можно встретить, как правило, только на настенных часах производства «Kienzle».

Frederich Mauthe, Schwenningen (F.M.S., существовала с 1844 по 1976 годы). Фредерик Мауте (1822 - 1884) никогда не был часовщиком, он был торговцем. В 1844 году он вместе со своей женой Марией (в девичестве Кинцле) открывает бакалейный магазин в своем родном городе Швеннинген, а уже в 1850 году на волне популярности часового производства в Шварцвальде, организует лавку по продаже шварцвальдских настенных ходиков и запчастей к ним. В то же самое время он начинает активно искать партнеров для создания своего часового предприятия. Первая фабрика Mauthe представляла собой арендованное промышленное помещение с 10 рабочими, среди которых трудились два часовщика: Jakob Haller и Friedrich Walcher. Основным выпускаемым продуктом были механизмы и части для стенных часов.  Новое фабричное здание было выстроено лишь в 1870-71 годах, тогда же начинается выпуск корпусов и часов в стиле венских регуляторов, повторяющих модели фирмы Lenzkirch. В 1876 году Фредерик отходит от дел, а руководство предприятием берут на себя его сыновья, Кристиан (1845-1909) и Джейкоб (1847-1915). В 1870-е годы на предприятии работает племянник жены Мауте, Якоб Кинцле (Jacob Kienzle, будущий владелец часовой империи Kienzle). Он отвечает за логистику и финансы. Но в 1883 г., получив приглашение от своего дяди Кристиана Шленкера (Christian Schlenker - тоже богатого часового промышленника того времени) быть партнером в организации часового производства, он, не долго думая, берет отставку и уходит, попутно переманив на новое предприятие своих бывших коллег-менеджеров по фабрике. С тех пор отношения семей Maute и Kienzle нельзя было назвать дружескими.

1890-е годы характеризуются обширным ростом продаж продукции фабрики, при этом 60% производимого товара отправляется на экспорт. К 1900 году фабрика Mauthe насчитывает 1000 работников, а к 1930 году - 2000. Она производит 45000 часов в неделю и находится в пятерке крупнейших часовых производств мира!  К сожалению, часовой кризис 1970-х годов не пощадил никого, в 1976 году компания объявила банкротство и закрылась.

Настенные часы «Le Roi a Paris» попали в нашу семью в начале 1950-х гг., когда родители жены моего дяди уехали на Дальний Восток. Часы оставили на время, но потом никто за ними так и не вернулся.

Скорее всего, наши настенные часы были произведены в Германии в 1920-е - 1930-е годы. Отец тёти Нади, жены моего дяди Гены, привёз их после войны из Германии.

Часы исправно ходили до начала 1970-х гг., а потом я случайно завёл их до упора. Пружина лопнула. Один из электриков в институте неорганических пигментов, где я работал тогда, соединил лопнувшую пружину, но настроить часы так и не удалось. Почти тридцать лет часы висели в нашей квартири лишь в качестве украшения. Лишь только в начале XXI века мы вновь озадачились их ремонтом. Сначала я их отнёс в какую-то мастерскую около кукольного театра. Но и там не смогли часы настроить. Спустя какое-то время по объявлению в газете моя жена Тома нашла мастера Александра. Общались мы через его жену, так как Александр очень сильно заикался. Александр пришёл, забрал часы, прочистил их и часы стали ходить! После этого ещё раза 2-3 мы обращались к нему за профилактическим ремонтом.

Часы завожу один раз в 12 день. Ходят они достаточно точно.

Германия, часы

Previous post Next post
Up