Лысенко, как выдающийся деятель украинской культуры

Apr 04, 2021 08:39





Николай Витальевич Лысенко (укр. Микола Віталійович Лисенко; 10 (22) марта 1842, село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) - 24 октября (6 ноября) 1912, Киев) - украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель.

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Брат А. В. Лысенко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам,а полковой товарищ отца Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. В 9 лет Николай написал свое первое музыкальное произведение - достаточно грациозную и красивую «Польку» для фортепиано, которую отец издал в подарок ко дню рождения сына. По завершении домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где три месяца учился в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.



В 1855 году Николая отдали во 2-ю Харьковскую гимназию, которую он окончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии частным образом занимался музыкой (педагог - Н. Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где он исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы малороссийских народных мелодий. В период обучения в харьковской гимназии также принимал участие в благотворительных концертах для поддержки бедных студентов. По окончании гимназии, поступил на естественный факультет Харьковского Императорского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Н. Лысенко перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Императорского университета Святого Владимира. В студенческие годы начинает собирать и обрабатывать народные песни, работает над «Словарём украинского языка» и переводами общедоступных учебников, исполняет народные песни в своих обработках вместе со студенческим хором Киевского университета, участвует в студенческих спектаклях, создав, в частности, в 1864 году музыкальное сопровождение к водевилю В. Гоголя (отца писателя) «Простак»; в 1863 году делает первую попытку написать вместе со М. Старицким оперу - народную музыкальную драму «Гаркуша» по повести Алексея Стороженко; участвует в акции памяти Т. Шевченко.

Окончив университет 1 июня 1864 года «по разряду естественных наук», Лысенко уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук после защиты диссертации на тему: «О половом размножении нитяных водорослей».



1865 год

После окончания Киевского университета Лысенко решает получить высшее музыкальное образование за границей, однако средств на это у семьи не было. Поэтому в 1865 году он поступает на должность помощника мирового посредника в Таращанском уезде. В июне 1867 года Лысенко, как «оставленный вне штата по поводу сокращения участков в Киевской губернии», возвратился в Киев. В октябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Н. Лысенко понял, что важнее собирать, развивать и создавать русскую музыку, чем копировать западных классиков. В декабре 1867 года, по приглашению своего друга Николая Белозерского, Н. Лысенко отправляется в Прагу, где аккомпанирует известному российскому дирижеру и певцу Д. Агреневу, пропагандисту славянского песенного фольклора.

В июле 1868 года обвенчался с восемнадцатилетней Ольгой Александровной Де-Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на десять лет младше. После бракосочетания молодые поехали в Лейпциг. Своей любимой жене Н. Лысенко посвятил романс «Как стихнет... », арию Оксаны из «Рождественской ночи». Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались из-за отсутствия детей. Благородство, человечность, тактичность, глубокое взаимоуважение сохранились между Ольгой Александровной и Николаем Витальевичем в их отношениях навсегда.

Закончив в 1869 году с большим успехом (за два года) четырёхлетний курс обучения в Лейпцигской консерватории, Н. Лысенко вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 год он совершенствовал мастерство в области специальной симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. В сезоне 1872-1873 года Лысенко был избран членом дирекции Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества, но вскоре вышел из её состава. Летом 1873 года Н. Лысенко вместе с земским статистиком, этнографом и фольклористом Александром Русовым выехал за границу для сбора славянских песен и танцев, посетив Львов, Вену, Хорватию и Сербию. Вернувшись из этого путешествия, стал активным членом Юго-Западного отделения Императорского Русского географического общества. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в обработке народных мелодий для сборника Богогласник, в переписи населения Киева.

15 февраля 1875 года в Петербурге состоялся концерт в клубе Российского купеческого собрания «в пользу неимущих студентов Императорской медико-хирургической академии». Хор под управлением Н. Лысенко спел «Ой пущу я конечка», «Эй, не дивитесь, добрые люди», «Не топила, не варила». 3 апреля 1875 года состоялся второй славяно-этнографический концерт, на котором исполнялись русские и моравские народные песни в обработке Н. Лысенко.

Во время своего двухлетнего пребывания в Петербурге (1874-1876) Н. Лысенко, кроме работы над редакцией оперы «Рождественская ночь», сочинил нсколько фортепианных миниатюр и пьес концертного типа, в частности Первую рапсодию на украинские темы, работал над третьим выпуском «Сборника украинских народных песен» и полностью подготовил к печати сборник детских песен и игр «Младости».

В 1878 году занимает должность преподавателя по фортепиано в Институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. В этом браке были рождены пятеро детей: Екатерина (1880-1948), Галина (1883-1964), Остап (1885-1968), Марьяна (1887-1946), Тарас (1900-1921). Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения сына Тараса. Незаконнорожденные дети Н. Лысенко и О. Липской были с согласия законной жены О. Де-Коннор, которая предоставила для этого все необходимые документы, записаны на неё.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

В начале 1901 года Н. Лысенко организовал концерт хора в пользу сосланных в солдаты 183 студентов Киевского университета. С 1892 по 1902 год он, подготовив хоровые коллективы (студенческие, общие, мужские, женские, смешанные), четыре раза устраивает знаменитые «хоровые путешествия» (1893, 1897, 1899, 1902) по Украине - гастрольные концерты, в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Т. Шевченко и обработки украинских песен.

Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года - имени Н. В. Лысенко), организованная Н. Лысенко. Это учебное заведение давало высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Лысенко преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Н. Лысенко арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

В 1908 году в составе комитета (М. Грушевский, Олена Пчилка, Д. Дорошенко, С. Ефремов) возглавил «Киевский украинский клуб» и был бессменным председателем совета старейшин клуба; по случаю открытия клуба написал фортепианное произведение «На новоселье». Именно для Киевского украинского клуба Н. Лысенко написал свою маленькую оперу «Ноктюрн» на либретто Людмилы Старицкой-Черняховской. Возглавлял Центральный комитет по празднованию 50-й годовщины смерти Т. Шевченко, действовавший при Клубе. Был членом основанного в 1906 году «Объединенного комитета по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», содействовавшего сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта.

Вследствие полицейского «Дела о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечения членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность» клуб был закрыт, а Лысенко вскоре, 6 ноября 1912 года, скончался от сердечного приступа.

Отпевание было совершено во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек. По старинному казацкому обычаю, его гроб был накрыт китайкой - суконным полотном алого цвета.

На похороны Н. Лысенко прибыли депутации из Львова, Москвы, Варшавы, Екатеринослава, Одессы, Полтавы, Харькова, Лубен и других городов; из Галиции - от музыкального института им. Н. Лысенко во Львове доктор Станислав Людкевич, от «Львовского Бояна» профессор Филарет Колесса, певец и музыкальный критик Михаил Волошин, фольклорист и этнограф Владимир Шухевич. Похоронен Н. В. Лысенко в Киеве на Байковом кладбище.

Источник: Википедия

музыка, Украина, композитор

Previous post Next post
Up