Вероятно, некоторым чиновникам, а также так называемым «силовикам», очень хочется забыть о 1937 годе и обо всём, что с этим годом связано. Ради этого даже сбрасывают мраморные памятные доски, разбивая их в мелкие кусочки. В Челябинске две мемориальные доски напоминали о мрачных годах репрессий. Сохранился даже след от одной из них - посвящённой памяти академика Сахарова.
Эта доска была установлена на южном фасаде бывшего дома политпросвещений (ул. Коммуны, 89). Строители-вандалы уничтожили эту доску во время возведения рядом офисного здания. Елена Рохацевич уже много лет добивается восстановления памятной доски. Но застройщик (главный виновник) и городские власти не хотят и даже не пытаются восстановить уничтоженную память о человеке, который за свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и в 1980 году выслан из Москвы.
Ещё более печальна история другой памятной доски. Она была установлена во внутреннем дворике бывшей тюрьмы НКВД на фасаде здания, где находилась расстрельная комната. Вот этот дворик на фото 1993 года.
Доску установили в 1995 году по распоряжению тогдашнего главы города Вячеслава Тарасова.
В начале 2000-х гг. сносят пристрой, где находилась расстрельная комната. Одновременно уничтожают и памятную доску. Переписка в течение 2018 года с областными властями и управлением ФСБ с требованием о восстановлении уничтоженной памятной доски не дала никаких результатов. Только вмешательство Михаила Федотова, председателя СПЧ, чуть-чуть сдвинуло этот вопрос с мёртвой точки.
К проблеме восстановления памятной доски подключилась Маргарита Павлова. Ей удалось убедить комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв массовых репрессий рассмотреть этот вопрос. 30 октября 2019 года под председательством Вадима Евдокимова состоялось заседание этой комиссии, на которое почему-то не пригласили меня, как заявителя, хотя по положению о комиссии я был вправе участвовать на этом заседании. Маргарита Павлова присутствовала на этом заседании. Вероятно, её мнение и разум председателя сыграли свою роль. Вчера, буквально за полчаса до начала исторической прогулки вокруг «силового» квартала мне позвонила секретарь комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Она сказала, что по предложению председателя комиссии Евдокимова 29 ноября состоится новое заседание этой комиссии по вопросу восстановления доски на расстрельной комнате. И на это заседание приглашают меня. А сегодня получил и официальное приглашение.
Надеюсь, что разум возобладает и ФСБ восстановит уничтоженную памятную доску. Если они это не сделают, то можно будет с уверенностью сказать, что нынешние областные чиновники и руководители ФСБ полностью одобряют незаконные убийства почти 12 тысяч жителей области во времена сталинских репрессий.