Странная позиция руководства управления ФСБ

Jun 27, 2018 23:00

Как это всё началось. В конце декабря 2017 года мне написал один из жителей Троицка о том, что в интернете встречалась информация о памятной доске жертвам политических репрессий,установленной в 1995-м году во внутреннем дворе челябинской тюрьмы, Васенко 39... Он спросил, действительно ли была такая доска установлена когда-то? И если да,то существует ли она сейчас?

Я об этой доске до этого случае ничего не знал. Начал поиски. И вот, что выяснилось. Действительно, в октябре 1995 года во внутреннем дворе управления ФСБ на фасаде здания, где находилась расстрельная комната, была установлена памятная доска.





Это доска была установлена  на основании распоряжения главы администрации Челябинска Вячеслава Тарасова.



После установки доска была освящена епископом Челябинским и Златоустовским Георгием.



И появление священника в этом месте было совершенно закономерно. Дело в том, что история строительства здания, где находилась расстрельная комната, теснейшим образом связана с антирелигиозной компанией 1930-х годов.

13 сентября 1932 года заместитель председателя Челябинского городского совета Брагин подписал постановление, определившее судьбу Христорождественского собора, который тогда находился на площади Ярославского: "Имея в виду ветхость и непригодность помещения бывшего собора для использования под культурные и другие учреждения, а также то, что полученный при разборке его строительный материал не покроет стоимости рабочей силы, предложить ГорФО передать помещение ликвидированного собора в безвозмездное пользование отделу ГПУ для использования его на постройку нового здания ГПУ" (ОГАЧО, ф. Р-627, оп. 3, д. 485, л. 10). Вскоре собор снесли. Из его кирпича возвели четырёхэтажное здание ОГПУ на улице Васенко. Именно то, в котором и была потом организована (а, может быть, была предусмотрена проектом) расстрельная комната.

В течение 1990-х годов один раз в год и до размещения памятной доски, и после этого события, один раз в год в конце октября был открыт доступ во внутренний двор бывшего здания ОГПУ (НКВД, КГБ...). Вот фотографии 1993 года:



\




А это публикация 1994 года из газеты "Челябинский рабочий":



Одна из последних публикаций, посвященных посещению памятного места, датирована началом ноября 1998 года.



Примерно в 2004-2006 годы во внутреннем дворе этого здания был сооружён пристрой. Во время строительства памятная доска была то ли демонтирована, то ли повреждена. Для выяснения судьбы этой памятной доски я 15 января 2018 года отправил письмо начальнику управления ФСБ, в котором, в частности, писал: "Прошу Вас сообщить о сохранности памятной доски и о возможности доступа к ней. Если же доска по каким-то причинам демонтирована, то возможна ли её установка в месте, доступном для общего обозрения, например, на фасаде здания по ул. Васенко, 39. Наконец, если доска утеряна, то возможно ли её восстановление". Письмо я оставил в ящике для писем в управлении ФСБ. Прошло почти два месяца, но ответа я не получил. После этого я вторично отправил письмо, но уже через интернет-приёмную. И вот какой я получил ответ:



Обратился в ГУ МВД. Мне сказали: "Приходите, покажем". Действительно, во внутреннем дворе ГУ МВД была размещена памятная доска, но с совершенно другим текстом:



Пришлось снова писать Никитину.



Ответ меня полностью разочаровал:



Никто не собирается посягать на памятную доску, установленную во внутреннем дворе ГУ МВД. Придумали текст, установили - и молодцы! А вот нежелание восстанавливать памятную доску, повреждённую или уничтоженную сотрудниками ФСБ или нанятыми ими рабочими, является очень странной позицией.

У меня пока ещё теплится надежда, что руководители управления ФСБ образумятся и восстановят памятную доску с текстом 1995 года. Иначе закрадывается подозрение, что ФСБ пытается по каким-то мне непонятным причинам уничтожить память о безвинных жертвах 1930-х годов.

история

Previous post Next post
Up