За последнюю неделю дважды попались воспоминания о Зальцмане. Первый раз в воспоминаниях Риммы Старовойтовой, второй - в дневниках Владимира Тарасова. Очень противоречивые мнения.
Старовойтова: "Кировский завод снабжался несравненно лучше, обильней и по количеству, и по качеству.Кроме того, Зальцман направлял в сёла танки с прицепом и закупали для СКБ (специальное конструкторское бюро) - картошку, бобы, фасоль. Все это продавалось работникам завода, большое подспорье".
Небольшая иллюстрация к этим строкам. Мой родственник Сергей Михайлов рассказывал, что во время войны его отец работал на Кировском заводе. Так вот, наиболее истощённых и больных молодых парней направляли на некоторое время на озеро Увильды для поправки здоровья.
Фотография из семейного альбома Михайловых. Озеро Увильды. Первая половина 1940-х гг.
Путь советского офицера: Владимир Дмитриевич Тарасов (1923-1978)/сост. М.С. Салмина, Н.А. Антипин. - Челябинск: "Край Ра", 2013:
20 апреля, среда
....
Стало интересно. Почитал ещё, что пишут другие.
Вот из
Википедии: Исаак Моисеевич За́льцман родился 26 ноября (9 декабря) 1905 года в поселке Томашполь (ныне Винницкая область, Украина) в семье портного-еврея. С 1919 года работал на сахарном заводе на Украине, в 1924 года вступил в комсомол, в 1928 году - в ВКП(б). В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. По окончании института работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 года - Кировский завод). После ареста прежнего руководства завода в 1938 году был назначен директором. Являясь директором крупнейшего завода СССР по производству танков, неуклонно добивался увеличения их производства, в 1939 году запустил в массовое производство тяжёлые танки «КВ» и ряд других. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выпустил танков «КВ-1» больше, чем за период с января по июнь 1941 года. Руководил Кировским заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады; одновременно, с 1941 года, работал заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР. Провёл эвакуацию Кировского завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных для этого площадях, при дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья. В феврале 1942 года назначен на должность директора танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Не снижая темпов выпуска танков «КВ», организовал производство танков Т-34 и за 33 дня перестроил завод на выпуск новой модели танков. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год. С 14 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимал должность Народного комиссара танковой промышленности СССР. Затем был освобождён от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора Кировского завода в Челябинске. В том же 1943 году на заводе начали выпускать новые танки ИС-2. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и САУ, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ и шесть типов танковых двигателей. Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945). Руководил заводом вплоть до 1949 года. Вероятной причиной снятия с должности называется тот факт, что он стал виновником гибели выдающегося танкового конструктора С. А. Гинзбурга (по приказу Зальцмана Гинзбург был снят с должности за неудачные испытания первых самоходных установок СУ-76 и отправлен на фронт, где и погиб). Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950). В сентябре 1949 года был исключён из ВКП(б) за связи с арестованными по Ленинградскому делу и делу ЕАК и уволен с работы. По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей, сам же он не был арестован по личному указанию И. В. Сталина, который помнил его военные заслуги. В документах в вину Зальцману были поставлены «затягивание технического перевооружения завода», срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук, многочисленные факты «барства», а также «грубое и унизительное отношение к работникам». После освобождения от должности с трудом устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме, затем был переведён в Орёл. В 1955 году был восстановлен в КПСС. С 1957 года работал в тресте «Ленгослес». В 1959 году был назначен на должность директора механического завода Ленгорисполкома. В 1986 году ушёл на пенсию. Жил в Ленинграде, где и умер 17 июля 1988 года. Похоронен на Богословском кладбище.
И.Зальцман. Фото из книги "12 историй о любимом городе" (Челябинск, 2012)
В
биографической справке, подготовленной Э.Б. Дружининой для энциклопедии "Челябинская область", дополнительно отмечается, что: "Зальцман Исаак Моисеевич, Герой Социалистического Труда (1941), лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1946), награжден тремя орденами Ленина (1939, 1941, 1942), орденами Суворова 1-й степени (1945), Кутузова 2-й степени (1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940,1944), орденом Красной Звезды (1943)".
Фотография из книги С.В. Устьянцева "Челябинский тракторный завод" (Екатеринбург, 2008)
"Имя 3альцмана значится в списках памятного зала мемориального комплекса Славы и Победы в Санкт-Петербурге среди особо отличившихся в выполнении заданий фронта в годы Великой Отечественной войны. В 1995 г. в Челябинске на здании заводоуправления ЧТЗ в честь 3альцмана установлена мемориальная доска".
Из сборника " Экскурсионный маршрут №1. По главной улице Танкогдрада" (Челябинск, 2016).
Несмотря на то, что в 1955 г. И. Зальцман был восстановлен в КПСС, партийные историки его имя лишний раз старались не упоминать. Так в книгах, посвящённых истории Челябинской областной организации КПСС ("Очерки истории Челябинской областной организации КПСС" 1977 года и "Ленинская поступь пятилеток" 1986 года), о Зальцмане нет ни одной строчки. Только в книге "На путях революций и коммунистического строительства: Из истории Челябинской городской партийной организации" 1980 года фамилия Зальцмана "случайно" проскользнула:
Журналисты оказались более объективными, чем партисторики. В книге "Челябинск. Десять путешествий по городу" (Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1971) приводится целый эпизод, посвящённый И. Зальцману:
О других разговорах Зальцмана со Сталиным есть в книгах В.Д. Павленко "Южный Урал. Великая Отечесвенная война: к 70-летию Дня Победы (Челябинск, 2014) и С.В. Устьянцева "Челябинский тракторный завод" (Екатеринбург, 2008):
Празднование 70-летия Дня Победы казалось бы было хорошим поводом для обсуждения личности Зальцмана. Но историки немного тормознули и основные материалы опубликовали лишь в следующем 2016 году. Так в материалах конференции
"Гороховские чтения" 2015 г. была опубликована только статья А.В Сушкова "Талантливый танкостроитель, один из лучших людей нашей страны». Избрание И. М. Зальцмана депутатом Верховного Совета СССР в 1946 году". Зато в 2016 году в материалах VII конференции "Гороховские чтения" Зальцману был посвящён
целый раздел "Исаак Моисеевич Зальцман: оценки личности", включающий пять статей.
Все историки признают заслуги Зальцмана в годы войны. А вот послевоенный период (1946-1949 гг.) оценивают по-разному. Одни считают, что Зальцман зазнался и вёл себя, как царёк, уверившийся в своей незаменимости. Другие историки больше склонны к версии "мальчика для битья". Снятие с должности и исключение из КПСС И. Зальцмана должно было послужить предупреждением для других крупных руководителей. И окончательное решение принимал именно Сталин.
Журналист Александр Афанастевич Золотов в книге "Мы жили тогда на планете другой..." (Челябинск, 2004) приводит воспоминания Александра Соколова, который работал после войны работал помощником у Зальцмана: