Из
Википедии: Алекса́ндр Алекса́ндрович Фаде́ев (партийный псевдоним - Булыга; 11 [24] декабря 1901, Кимры - 13 мая 1956, Переделкино) - русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Член РКП(б) с 1918 года; с 1939 года - член ЦК ВКП(б).
Александр Фадеев родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). Был крещён в кимрском Покровском соборе[3]. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер.
В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.
Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. Действие романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941, не закончен).
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году.
Впервые книга «Молодая гвардия» вышла в свет в 1946 году.
Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина. В 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия», в которой Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).
Впервые на
Южный Урал Фадеев приехал в 1932 г. - посетил ММК. Еще тогда замыслил написать роман о гигантской стройке “Черная металлургия”. Работу над ним начал в 1951 г. Собирая материалы, в 1951-1954 гг. неоднократно бывал в Челябинске. Принимал активное участие в общественной жизни города и области: выступал на конференциях, собраниях, слетах и т. п.; встречался с общественностью; посещал металлургические заводы Челябинска и Магнитогорска. Предоставил несколько отрывков из переработанных глав “Молодой гвардии” для первой публикации в газете “Челябинский рабочий” (сентябрь-октябрь 1951 г.).
Подробно о прибывании Фадеева в Челябинске в 1954 г. я написал в
апреле 2014 г. А. Золотов в своих воспоминаниях о челябинском писателе-краеведе Александре Шмакове пишет: "Получилось так, что первое знакомство с Челябинском у обоих - Фадеева и Шмакова - произошло осенью 1951 года, а их сближение снова осенью, но через три года.
Александр Андреевич подарил Александру Александровичу роман "Петербургский изгнанник". Вот что по этому поводу можно прочесть в воспоминаниях Шмакова: "Многие советы Александра Александровича помогли мне лучше понять слабые и сильные стороны романа, глубже уяснить смысл и значение своего труда". И все.
Общение с А.А. Фадеевым, возможно, заставило Шмакова задуматься: создание романа требует от автора исключительных затрат душевных и физических сил. Это, скорее всего, несовместимо с работой в газете.
Начиная с этой поры, Шмаков пишет и издает исключительно книги в жанре литературного краеведения.
Известным фигурам - Горькому, Фадееву - посвящаются отдельные книги. Как нетрудно догадаться, сборник"Фадеев на Урале" был задуман еще во время их встреч. Шмаков несколько раз имел беседы с писателем на даче, сопровождал его при его встречах с писателями, журналистами в редакции "Челябинского рабочего" . Очерк "Добрый друг уральцев" (1969) получился малохудожественным, это беллетристика, причем невысокого уровня. Книга "Фадеев на Урале" выходит в свет через десять лет после трагического выстрела Фадеева. В обществе продолжаются дискуссии, чем же был вызван его уход. Как известно, в официальном сообщении о смерти все списывалось на алкоголизм. Только в это мало кто верил. В сборнике Шмакова даже не делается попытки внести хотя бы малейшую ясность и в этот вопрос.
Я оказался в числе немногих, кому удалось тогда, в 1966 году, приобрести эту книгу. Ныне она представляет собой раритет. Потому что едва поступила в продажу, как была изъята из магазинов и: уничтожена. Что за причина? Прямо какой-то рок.
А вообще-то дело заключалось в пустяке. В тексте речи самого Фадеева, произнесенной в Челябинске, содержалось упоминание книги "Югославская трагедия" писателя Елизара Мальцева. Это был конъюнктурщик, готовый писать о чем угодно по заказу властей. Вот и разоблачил "наймита империализма" Броз Тито. Так обзывали вождя югославского народа при Сталине. При Хрущеве ситуация поменялась. Словом, недосмотрели: ни составитель А. Шмаков, ни редактор издательства, ни цензор. И вот идеологический прокол.
Восемь глав последнего, оставшегося незавершенным произведения “Черная металлургия”
были опубликованы при жизни писателя в 1954 году: газета "Челябинский рабочий" от 6, 7, 10 и 17 октября; журнал "Огонек" №№ 42-45; "Литературная газета" от 11 ноября. Заметки к плану произведения и черновики первых глав впервые напечатаны в 3-м томе посмертного собрания сочинений писателя в 5 томах, выпущенных издательством "Художественная литература" в 1959-1961 годах.
Замысел романа "Черная металлургия" относится к началу 1950-х годов. Уже в 1951 году, вскоре после завершения второй редакции "Молодой гвардии", Фадеев говорил о "большой, настоящей песне", которую ему хочется спеть, - романе "о нашем советском рабочем классе, о наших рабочих - младших и старших поколений, о командирах и организаторах нашей промышленности". В том же году писатель обращается в ЦК партии с просьбой о годичном отпуске для работы над новым романом. Фадееву предстояло "войти в тему", вжиться в реальные факты, искать жизненную основу намеченных конфликтов. Поэтому художник посвящает 1952-1953 годы подготовительной работе, которая оказалась поистине огромной. В письме к А.Суркову в апреле-мае 1953 года А.Фадеев подводил итоги сделанному: "…Я изучил жизнь, быт, производство 9-ти крупнейших металлургических заводов Востока и Юга страны, а также Москвы, проштудировал, по совету академика Бардина, 2 учебника металлургии как следует, прочел немыслимое количество брошюр новаторов производства, изучил биографии таких крупнейших русских металлургов, как Аносов, Чернов, Павлов, Байков, Бардин, изучил биографии Дзержинского, Куйбышева, Орджоникидзе, которые будут показаны в моем романе. Я вложил в роман все лучшее из своего собственного жизненного опыта, все, что я передумал и перечувствовал за 50 лет своей жизни, в этом романе сейчас вся моя душа, все мое сердце".
Специалист в области металлургии академик А.М.Самарин, ознакомившись с подготовительными набросками А.Фадеева к роману "Черная металлургия", отмечал: "Во время пребывания на металлургических заводах писатель подробно изучает технологию производства и многогранную деятельность, жизнь огромных заводских коллективов. Большое внимание было уделено работе партийных организаций, методам работы отдельных инженеров и рабочих. Почти на каждом заводе А.А.Фадеев тщательно изучает жилищно-бытовые условия. Но это не все. А.А.Фадеев, очевидно, еще до поездки на заводы посвятил очень много времени изучению как практики, так и теории металлургического производства. Помимо обширных выписок из учебников общей металлургии, писатель детально изучает отдельные разделы физико-химических основ металлургического производства. Это изучение и позволило с должным знанием дела собрать необходимый материал о направлении и осуществлении технического прогресса в черной металлургии. Можно только удивляться огромной предварительной подготовке к созданию художественного произведения таким крупным писателем, каким был А.А.Фадеев".
Столь основательная "подготовка" к написанию романа была необходима для глубоких художественных обобщений, к которым стремился писатель. В своих выступлениях, письмах А.Фадеев подчеркивал обширность замысла романа "Черная металлургия", в котором речь должна идти не только о металлургах и строителях металлургии разных поколений, а о многих других злободневных вопросах жизни 50-х годов. Вот одно из характерных разъяснений самого автора: "…Наряду с технической интеллигенцией я отвожу большое место интеллигенции гуманитарной - врачам, учителям, журналистам, работникам просветительных учреждений, художественной интеллигенции.
Одна из мыслей этого романа в том, что технический прогресс на путях от социализма к коммунизму должен сопровождаться общекультурным подъемом масс, перевоспитанием душ - без этого коммунизма не построишь, а проделать эту работу без усилий гуманитарной интеллигенции, без отведения ей надлежащего места и в материальном и в духовном смысле - в нашем обществе просто невозможно. Очень большое место в романе отведено месту и роли женщины, ее положению на разных ступенях - в области физического и умственного труда, в деревне и на заводе, в среде партийного и советского актива. Я покажу, как много советский строй дал женщине, но как много он ей недодал. Покажу, как много трудятся целые категории женщин, насчитывающие миллионы и миллионы, трудятся больше мужчин, поскольку одновременно прикованы к кухне, и сколько женщин, ведущих паразитарный образ жизни, там, где заработок мужа это позволяет… Главная же мысль романа - это мысль о коммунистическом перевоспитании людей, подобно тому, как черная металлургия берет в природе уголь, руду, известняк и пр. и пр. и переплавляет в совершенный металл, из которого можно сделать все - вплоть до микроскопа и нитей электрической лампочки. Причем эта переделка человека тоже поистине черная металлургия!" (Письмо Н.А.Магалифу от 17 июля 1954 г.).
Отдавая себе отчет в том, насколько его роман является "самонужнейшим, архисовременным" (письмо А.Суркову, апрель-май 1953 г.), автор стремится предварительно проверить впечатление от написанного им. Слушателями глав "Черной металлургии" были К.Федин, Вс.Иванов, Е.Книпович, И.Андроников и другие. Об одном из таких "слушаний" А.Фадеев пишет жене, А.О.Степановой: "Всеволод Вячеславович (Вс.Иванов) и Тамара Владимировна… очень меня вдохновили, укрепили. Сказали, что это с читательской точки зрения очень интересно, что они даже не заметили времени, хочется знать, что будет дальше. По подходу к явлениям - это "возвышенно", лишено слащавости, жизненно. Изобразительные средства "на большой высоте", все выпукло, зримо… Одним словом, очень, очень хвалили! Всеволод Вячеславович сказал, что если весь роман пройдет на такой "высоте", это будет "событием" (учитывая тему)!.. Все это меня воспалило, и я с аппетитом работаю!.." (Письмо А.О.Степановой от 19 мая 1954 г.).
Самокритичный, требовательный к себе художник, А.Фадеев счел возможным опубликовать лишь восемь глав из своего романа. И все же опубликованное при жизни писателя начало "Черной металлургии" вкупе с обширным материалом заготовок, набросков к роману дают весьма отчетливое представление о размахе последней творческой работы большого художника, его стремлении идти непроторенными путями, поднимать насущно важные проблемы своего времени.
13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям.
О
причинах самоубийства писателя до сих пор спорят. О том, чтобы уйти из жизни, Фадеев подумывал не раз. Родная сестра Ангелины Иосифовны, выполнявшая обязанности личного секретаря писателя, вспоминала, как за несколько лет до трагедии она зашла в кабинет Фадеева и увидела на столе бутылку водки, записку и наган… Валентина Иосифовна устроила скандал, обругала Фадеева и спрятала пистолет. Тогда все обошлось.
Пить Фадеев начал с шестнадцати лет. В конце жизни запои могли длиться неделями. В таких случаях он уходил из дома, спал в лесу на траве, а по утрам его, грязного и небритого, можно было видеть в местной забегаловке. «Однажды там его встретил писатель Бубеннов, - рассказывает Виталий Вульф. - Несмотря на то что он не был близок с Фадеевым, Бубеннов посадил его в машину и повез к себе на дачу. Они проговорили весь день. Фадеев жаловался, что ничего не вышло с писательством, что его отодрали от любимого дела, что ему не везло с женщинами. «О своей теперешней жене я и говорить не хочу», - довольно резко сказал он. Хотя всего два дня назад написал письмо, полное любви к Степановой, уехавшей на очередные гастроли. «Линушечка моя любимая. Конечно, мне очень тебя не хватает. Даже какое-то щемящее чувство было ночью, когда я вернулся с вокзала на дачу - и все это было в полном покое…» Отношения между мужем и женой были сложными - находясь в пьяном угаре, Фадеев обвинял Степанову во всех смертных грехах. Но она была сильной женщиной. Железной. И могла выдержать все».
Сын Михаил уверен, что писателя погубила власть, точнее, разочарование в ней. «После смерти Сталина и разоблачения культа личности папа остался в полном одиночестве. От него все отвернулись. Это был уже не тот Фадеев, который свято верил в правильность партийного курса. Кто-то очень верно подметил тогдашнее его состояние: «Его поставили часовым, но только позже он узнал, что возле сортира».
А первая жена, Валерия Герасимова, узнав трагическую новость, тотчас сказала: «Это все он, проклятые усы. Саша искренне любил Сталина!».
Неблагодарное, да и неблагородное это дело - давать оценки и вешать ярлыки. А что касается алкоголя… Возможно, это был единственный способ существования, примирявший Фадеева с действительностью.