Просматривая номера газеты "Челябинский рабочий" за 1940 год, был очень удивлён значительному вниманию к курорту "Сунгуль". Но кое-что прояснилось после того, как я наткнулся на заметку о новой книге "По курортам и санаториям Челябинской области". И сразу её взял в отделе краеведения публички, где я и листал газеты.
Тогда Курганская область входила в состав Челябинской области. Всего на этой территории насчитывалось 17 курортов и санаториев. Большинство - для лечения туберкулёзных больных. Два курорта, использующих грязи, находились на озёрах Горькое и Медвежье (сейчас - это Курганская область). Так получилось, что в середине 1920-х гг. мой дед работал на курорте "Озеро Горькое". Даже сохранилось несколько фотографий. Вот одна из них.
А так называемых "климатических станций" было всего две. На озере Кисегач и на озере Сунгуль.
Кисегач, фото 1939 г.
10 августа газета радостно сообщила о перспективах использования радиоактивных вод на санатории "Кисегач".
1 сентября Н. Зенин из лаборатории курорта "Сунгуль" также вещал о пользе радиоактивных вод.
Он и не ведал, что эта инициатива как бы будет пророческой для будущей судьбы курорта.
8 сентября в газете публикуется большая статья о курорте "Сунгуль".
А вот описание этого курорта из той самой книги 1940 года.
Новый корпус, которому присвоили номер первый, должен был обеспечить больных лечением в "электрических, световых, грязевых и радиоактивных ваннах". В этом же корпусе оборудовались парикмахерская и аптека. На строительство и оборудование был потрачен 1 млн. рублей.
Увы, через полгода началась война. Курорт стал использоваться для реабилитации раненых. А после войны в нём разместилась секретная
лаборатория "Б".
В середине 1950-х гг. лаборатория прекратила своё существования. Первый корпус был наиболее заражён радиоактивными отходами, поэтому его снесли. А корпус, который до него назывался первым, стоит до сих пор. Вот фотография 1936 г. самого первого здания курорта.
И в качестве бонуса фотография отдыхающих на этом курорте. Ориентировочно 1938-1939 гг.