Всем известна старая открытка под названием "Мельница Д.В. Кузнецова".
Однако эта мельница была построена не Дмитрием Васильевичем Кузнецовым, а Алексеем Васильевичем Кузнецовым, его братом. Родоначальником династии Кузнецовых был троицкий купец 1-й гильдии Василий Ильич Кузнецов, имевший четверых сыновей: Алексея, Дмитрия, Александра и Владимира. Самый старший из братьев, Алексей Васильевич, в 1904-05 гг. строит мельницу на западной окраине Челябинска. Самому Василию Ильичу принадлежала паровая крупчатая мельница в Троицке, было хозяйство в Миасском заводе. Где-то в 1910 году Алексей умирает, владельцами его мельницы значатся три оставшихся брата - Дмитрий, Александр и Владимир Васильевичи, а в качестве директора-распорядителя указан Дмитрий Кузнецов, самый старший из троих. Вот почему на этой открытке, вероятно изданной после 1910 г., и указан в качестве владельца Д.В. Кузнецов..
После революции старое здание мельницы постепенно обстраивалось и надстраивалось. Так оно выглядело до начала 1960-х гг.
Затем был достроен пятый этаж.
ъ
14 апреля 2014 г.
27 ноября 2015 г.
В библиотеке предприятия "Союзпищепром" (Свердловский пр., 40а) есть несколько альбомов, посвященных истории старой мельницы, а затем крупозавода.
Помимо чисто производственных и складских помещений на территории мельницы находились небольшие деревянные помещения для хранения тары, отходов и различных материалов. А несколько в стороне стояла конюшня-каретник, где содержался грузовой и легковой конный транспорт.
Мельнице принадлежали четыре деревянных дома, в которых проживали: доверенные хозяина, крупчатник, механики, конюх и приказчик, ведавший зерновыми, мучными и прочими складами, а также закупкой зерна и сбытом муки. Зерно закупалось на базаре непосредственно у крестьян. Крестьянин, продавший зерно, сам вёз его на мельницу и сам выгружал, предварительно взвесив на мельничьих весах. Мука реализовалась главным образом в собственных лабазах хозяина в Челябинске. Небольшая часть вывозилась в горнозаводские районы (Златоуст, Куса, Сатка). Все транспортные операции по доставке на мельницу разных грузов и вывозу продукции обеспечивались гужевым транспортом подрядчиков-ломовиков Суриным и Павловым, имевшим договоры с хозяином мельницы.
Для рабочих квартир не было, жили, где придётся. Мельничная территория была огорожена деревянным забором, внутри территории - от улицы до корпуса мельницы и зернового амбара - дорога была замощена булыжником.
Первоначально мельница была оборудована на сортовой помол с выработкой муки первого, второго и третьего сортов, с отбором манной крупы. Суточная производительность составляла 1600 пудов (26,2 т) зерна или 1200 пудов (19,7 т) муки. Нагрузки на оборудование были очень малы, примерно 16 кг на 1 см мелющей линии.
В состав основного оборудования мельницы входили:
- Вальцевые станки «Бюллер» 1000 х 250 мм - 8 шт.
- Кроватные рассева «Доброво-Набгольц» - 6 шт.
- Круповейки «Салгирь» - 3 шт.
Зерноочистительное отделение было оснащено обычным для сортового помола оборудованием, но, помимо того, имело оборудование для замочки зерна. Силовая установка состояла из паровой машины «Бромлей» 160 индикат. л. с. (117-1190 кВт) и двух паровых котлов «Шестёрки» завода «Бромлей», площадью нагрева 40 кв. м и такого же котла завода «Ятес» площадью нагрева 70 кв. м. В машинном отделении имелась динамомашина. Мальница, склады и жилые дома освещались электричеством от собственной электростанции.
Проблемы у А.В. Кузнецова начались незадолго до его смерти, ещё в 1909 г.
Революционные события не обошлись без участия рабочих мельницы.
Художник Константин Соколов попытался воспроизвести события 1918 г., нарисовал даже недостроенную церковь на Солдатской площади, но воспроизвёл здание белых казарм так, как оно выглядело в 1970-е годы, а не в 1918 г.
Такой была территория мельницы в 1920-е годы.
Август 1996 г. Фото А. Скорикова. Место впадения бывшей реки Челябки, уже текущей в трубах.
В 1927 году Всесоюзным объединением «Союзхлеб», ведавшим тогда всеми ресурсами хлеба и продуктами его переработки в стране, было принято решение об организации в городе Челябинске производства крупы на базе бывшей Толстовской мельницы, в советское время называвшейся, как мельница №4 «Красноармеец» (в 1967 г. - крупозавод №11).
Первым директором крупозавода был коммунист Иштван Иосифович Беркеш, мадьяр по национальности (в 1967 г. - пенсионер). Попал он в Россию в годы первой мировой войны в качестве военнопленного, затем участвовал в боях на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии.
Акционерным обществом «Мельстрой» был разработан проект строительства нового кирпичного здания просозавода с выработкой из проса пшена. Проектом предусматривалось осуществление во вторую очередь взаимозаменяемой схемы для переменной переработки проса и овса с пристройкой здания для гидротермической обработки овса. Строительство началось в 1933 г. подрядной организацией «Хлебстрой». Прорабом был молодой техник А.В. Глазырин, умерший в 1939 г. Строилось здание самого просозавода, деревянный склад для проса и деревянный склад для готовой продукции. К этому времени уже работала ЧГРЭС, что дало возможность запроектировать в просозаводе электрический привод в 105 кВт и трансформаторную подстанцию мощностью 180 киловольт-ампер. Корпус завода строили кирпичный, а перекрытия предусматривались деревянные, на двутавровых балках из досок, с заранее заданной стрелой прогиба. Сразу же, при рытье котлована под фундамент, строители столкнулись с большими и непредвиденными трудностями: в некоторых местах строительной площадки оказались плывуны, не обнаруженные своевременно при геологических изысканиях. При сборке деревянных дощатых двутавровых балок доска употреблялась разной влажности, большей частью сырой, что привело в будущем к весьма трагическим последствиям.
В марте 1936 г. строительство было закончено и началась пробная обкатка оборудования. В нормальную эксплуатацию просоцех был сдан 15 апреля 1936 г. Проектная мощность цеха в 50 тонн в сутки вскоре была увеличена до 60 тонн в сутки. Первым мастером просоцеха был Блохин.Высыхание двутавровых балок под перекрытиями привело к их деформации. Трансмиссионные подвески принимали также разное положение, что вызывало нагрев подшипников. В ночь с 9 на 10 августа 1936 г. подшипники раскалились так, что в них вспыхнула смазка. От вспыхнувшей смазки воспламенились сухие промасленные балки. Потом загорелись деревянные перекрытия. Вскоре пламя охватило все этажи здания. Верхние перекрытия обрушились вместе с оборудованием на первый этаж. Пламя с такой быстротой охватило всё поддающееся горению, что прибывшие городские пожарные части не могли ликвидировать пожар.
В октябре 1936 г. начались работы над проектом восстановления. Пришлось сконструировать специальный железобетонный каркас независимо от стен и старых фундаментов, который должен был служить опорой для уже не деревянных, а железобетонных перекрытий. Восстановление цеха было закончено только в апреле 1941 г. С 16 мая 1941 г. был установлен штат этого цеха в 43 человека. В основном цех работал на привозном сырье. Просо завозили по железной дороге из Оренбургской, Кустанайской и Актюбинской областей. Мастером цеха был назначен В.Н. Гурьянов.
Оборудование, установленнное в помещении бывшей мельницы Кузнецова.
Падди-машины предназначены для выделения шелушеных зерен из смеси их с нешелушеными по различию физико-механических свойств.
Дом для работников администрации по ул. Труда, 150.
Жилой дом для работников завода по ул. Труда, 173.
Старые жилые дома работников завода.
Этот дом сохранился - ул. Труда, 150б
Сохранилась и труба постройки 1904-1905 гг.
1 - здание мельницы Кузнецова
2 - здание просозавода
3 - жилой дом по ул. Труда, 150б
4. - труба