Прошла война на чеченской земле. Кровью обагрённая, она порой приносит и сейчас невосполнимые потери для республики.
И такими сюрпризами являются мины. В основном, это мины расставленные и оставленные в виде «подарка» самими федералами. Не секрет, что после оставления зданий или территории, где располагались комендатуры или посты, подрывались рабочие, что приходили для восстановления строений или дети, чьё любопытство, как известно, не имеет предела. На вопрос, почему они не разминируют эти участки можно было услышать: от негатива, мол, «пусть калечатся», до «у нас нет карт минных полей». По словам военных на их разминирование в Чечне необходимо потратить несколько миллиардов рублей и самое успокаивающее - 100лет! Конечно, цифра для того и преувеличена, чтобы не заниматься проблемой в плотную. Чему дополнительное доказательство - нерасторопность военного ведомства.
Проблема настолько остра в республике, что выведенные из севооборота земли в подавляющем большинстве составляют те угодья, что ранее интенсивно обрабатывались. Кроме того - лесные массивы. Естественно, первоочередной задачей является разминирование сельхозугодий, но и остра проблема, связанная с разминированием лесов в виду того, что там сезонно собирается черемша (февраль- апрель), дикие фрукты и ягоды (сентябрь - декабрь). Эти сборы часто оборачиваются для людей смертью или ранениями от подрывов.
Не редко просто оказываются «не в том месте и не в то время»: известно, что при встрече с военными для сельчан часто это оборачивались пытками или расстрелом. К примеру, случай 2-ух годичной давности в феврале 2010 года:
http://bit.ly/HjpA9n. И таких случаи не единичны. Также известно, что практиковалось военными в горной части республики ещё до отмены КТО: комендатуры выдавали спецпропуска сборщикам, а потом обстреливали этот квадрат. Так что, дело это было весьма опасным, ведь помимо мин людей ждали и иные «сюрпризы». Возникает резонный вопрос, почему люди занимаются сбором «даров леса»? Всё дело в безработице, когда и взрослые и дети были вынуждены идти на риск, чтобы прокормить себя.
Проблема мин была поднята и в ходе визита Д. Медведева в 15 июня 2010 года. До него, конечно, поднимался вопрос с разминированием, но кроме заверений и попыток убедить в необходимости их наличия со стороны военных, ничего позитивного не делалось. Это совещание можно считать было ключевым, хотя бы исходя из следующего диалога: А. Хлопонин, полпред Президента РФ в СКФО: "Министерство обороны, в чьи функции, собственно говоря, входит разминирование, оно говорит о том, что у нас нет стандартов или нет точности с точки зрения, как оценить, сколько стоит разминирование, которое необходимо делать. Минфин говорит - я ни копейки денег не выделю, пока, собственно говоря, вы не дадите точное понятие, сколько стоит это разминирование". Д. Медведев: "Из этих 14 тысяч гектар, судя по той справке, что мне подготовили, разминировано 33 гектара. Знаете, это, конечно, вообще-то позор, потому что мы занимаемся помощью на дружеских началах в разминировании иностранных территорий, выделяем на это деньги, говорим, а вот мы там поможем.
А у себя на территории разобраться не можем... Я скажу министру, чтобы они эту методику подготовили за две недели". Кстати, за разминирование в иностранных государствах Россия не получает денег, что и было отмечено Д. Медведевым на совещании, сказав: «Мы занимаемся помощью на дружеских началах...» . Прошли и 2 недели, и 2 года... «А воз и ныне там»...
На прошедшем в феврале этого года республиканском совещании снова был поднят вопрос Главой Республики Р. Кадыровым: «Президент страны, Верховный главнокомандующий Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего визита в республику в июне 2010 года заявил о необходимости скорейшего решения данной проблемы. Он дал поручение силовым ведомствам и Министерству финансов РФ разработать и принять в течение двух недель программу по разминированию территорий республики. С тех пор прошло достаточно времени, но ответственные органы по неизвестным мне причинам ничего еще не сделали... Это очень важный вопрос. Ведь по сей день нередки случаи, когда на минах подрываются мирные жители. В лучшем случае эти люди становятся инвалидами, здоровье которых мы бы смогли сохранить». Те, кто по ТВ видел его выступление заметил всю полноту его негативного отношения к бездействию федеральных ведомств.
Но, как говорится, «лёд тронулся», Москва вспомнила, что помимо разминирования территорий где-нибудь в Сербии, есть ещё и те земли, что она считает своей территорией. Кстати, о Сербии, по сообщениям СМИ, с марта сего года отряд МЧС РФ в составе 21 специалиста работает там весьма усердно: "За сутки группами ручного разминирования проверено 2776 кв м территории, взрывоопасных предметов не обнаружено":
http://bit.ly/HglD3F. Конечно, такого же усердия желаем тем специалистам - сапёрам, прибывшим в Чечню в начале этого месяца. По словам начальника инженерных войск ВС РФ генерала-майора Юрия Ставицкого: «Саперам предстоит проверить около 5 тысяч гектаров сельхозугодий. Сейчас начаты работы по разминированию участков вблизи населенных пунктов Алхан-Юрт Урус-Мартановского, Майртуп Курчалоевского и Чири-Юрт Шалинского районов». Кроме этого, он сообщил, что готовится дополнительно набор по контракту военнослужащих, в формирующийся батальон разминирования отдельной инженерной бригады Южного военного округа:
http://bit.ly/HobS5W.
По данным правозащитников, по состоянию на октябрь 2011 года, от мин пострадали более 3 тыс. человек, в том числе около 800 детей и 600 женщин. Из этого числа пострадавших 700 человек погибло. Цифры, озвученные Р. Кадыровым на февральском республиканском совещании: « ...пострадало 4,049 тыс. человек, из них 2,165 тыс. погибли, в том числе 142 ребёнка»:
http://bit.ly/HPU2Kw. В любом случае, разница в цифрах не столь важна, ведь речь идёт не о десятках, а о тысячах. Хотя, один пострадавший - уже трагедия. Говорят, что «война не окончилась, пока не захоронен последний солдат». Верное выражение.
Добавлю - пока не обезврежена последняя мина. Мёртвому уже не поможешь, а спасти невинную жизнь - вполне вероятно, (я не затрагиваю здесь тему памяти. Это отдельная и важная тема). Потому, все те, кто спасает чужую жизнь, будучи по контракту или волонтёром какой бы он профессией не занимался, делает святое дело.
Из фактов последствий после получения ранений от мин можно упомянуть, как некоторые пострадавшие от мин молодые люди находят себя. В частности, в спорте. Да, не все «уходят» в спорт, но все они являются доказательством их приверженности чеченской ментальности не плакать, когда больно. Т. е., среди ампутантов в Чечне не отмечено ни одного случая суицидов.
Это говорит о многом. В контексте спортивной жизни нельзя не упомянуть футбольную команду ампутантов «Ламан Аз» (Голос Гор), которая, кстати, участвует в открывшемся 3 апреля Кубка Кавказа в Грозном. Эти ребята доказывают каждым днём своей активной жизни, что есть жизнь после трагедии и то, что отчаиваться нельзя. Не раз становились призёрами и победителями республиканских и региональных чемпионатов. Эта команда участвует в первом круге футбольного чемпионата России среди ампутантов, что тоже проходит в Грозном. Для участия в двух турнирах накануне в чеченскую столицу прибыли футбольные команды из регионов страны: Барнаул, Кемерово, Брянск, Волгоград и Нижний Новгород:
http://bit.ly/HqeCMC. Здесь не уместен олимпийский лозунг - «главное, не победа, а участие», так как, ребята нацелены на победу. Пусть победит сильнейший, как говорится!