"Я решил републиковать статью Георгия Бородина именно из-за этой части, в которой можно полюбоваться отличными пиктограммами Олимпийских игр 1980 года, которые подготавливались Евгением Тихоновичем Мигуновым. Смотрим, читаем и наслаждаемся!"
Рассказ о вкладе мультипликаторов в подготовку к Олимпиаде был бы неполон, если бы осталось неупомянутым их участие в разработке самого олимпийского талисмана - Миши. Здесь необходимо особо отметить участие двух деятелей мультипликационного кино: мастера-изготовителя кукол Павла Павловича Гусева и художника-постановщика и режиссёра Евгения Тихоновича Мигунова.
...
Вклад Е.Т.Мигунова в создание образа Миши был не менее значительным. После того как В.А.Чижиков создал основной эскиз Миши - в единственном ракурсе и «канонической» позе, - возникла необходимость сделать и размножить образцы изображений медвежонка для художников, которые будут заниматься праздничным оформлением Москвы и разнообразной рекламной и информационной олимпийской продукции. Эта работа легла на плечи Е.Т.Мигунова - известного к тому времени художника книжной и журнальной графики, карикатуры и диафильма. После того как Евгений Тихонович создал для октябрятского календаря «Звёздочка» серию изображений Миши, занимающегося различными видами спорта, ему поступил заказ от Олимпийского комитета: повторить аналогичную работу, причём - сделать каждый рисунок в нескольких экземплярах, в различной технике - в качестве пособия для художников-оформителей. Мигунов позвонил Чижикову, договорился о поддержке им этого проекта («Давай ты будешь Гагариным, а я - Титовым!» - пошутил Мигунов в телефонном разговоре) и, получив его согласие, приступил к исполнению заказа. В короткие сроки Мигуновым был сделан грандиозный объём трудоёмкой работы: двадцать одна серия рисунков Олимпийского Миши в различных техниках (от гуаши до сепии и силуэта), включая образцы конструкции персонажа и рисунки с масштабной «решёткой» для соблюдения пропорций. Миша был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей Олимпиады и несущим олимпийский факел. Работа была сдана Олимпийскому комитету, и именно по этим образцам и «регламентам» оформлялись многие стенды и щиты на московских улицах, фотоизображения которых попадали позже в газеты. Неудивительно, что такое специфическое задание было выполнено именно художником мультипликационного кино, знакомым с принципами конструкции киноперсонажа и с понятием компоновки. Ведь, как отметил тот же П.П.Гусев, типаж Миши не очень удобен для мультипликации: короткие «ноги», близко посаженные «руки», специфический поворот шеи на эскизе, при изменении которого искажается образ - всё это создавало большие трудности как при «обкатке» этого героя в мультипликационном кино, так и при изменении ракурса и позы. Мигунов смог виртуозно преодолеть все эти сложности, не потеряв при этом обаяния чижиковского персонажа. Кстати, как и у В.А.Чижикова, у Е.Т.Мигунова остались серьёзные претензии к Оргкомитету Олимпиады как по части оплаты, так и по части соблюдения условий использования результатов его труда. К Олимпиаде рисунки Мигунова (не в полном объёме) были изданы в серии буклетов, на каждом из которых стоял «копирайт» Оргкомитета Олимпиады и полностью отсутствовало упоминание фамилии Мигунова (не говоря о Чижикове). И лишь в упомянутой книге К.Г.Ческидова «Художник и олимпийская Москва» некоторые рисунки из этой серии были опубликованы с указанием авторства. В архиве же Мигунова сохранилось большое количество неопубликованных вариантов рисунков, созданных в процессе выполнения того крупного заказа.
Полностью здесь:
http://animalife.ru/2014/02/13/olimpiada-na-multekrane-mishi-evgeniya-migunova/ Виктор Чижиков. Эскиз Миши Олимпийского.
Публикация в детском звуковом журнале «Колобок» (№ 7, 1978 г.).