Внезапно в Омске - про "Глобальное потепление"

Sep 29, 2016 11:38

В обзоре новинок - и это не ошибка, а намек на то, что пора бы и переиздать.
Сплетенье рук, сплетенье ног…

Если завтра война…

Уже не первый раз отмечаю, что в романах украинской писательницы Яны ДУБИНЯНСКОЙ удивительно живые персонажи. Удивительно для фантастики, являющейся в большей мере приключениями мысли, а не людей. Наверное, поэтому мэйнстрим давно считает ДУБИНЯНСКУЮ своей, а ее фантастику - некой метафорой, позволяющей выпуклее показать героев.

В обозреваемом романе речь идет о журналистке Нашей Страны Юлии Чопик и писателе Этой Страны Дмитрии Ливанове, прообразом которого явно стал Дмитрий Быков. Впрочем, автор этого и не скрывает, заявив в одном из интервью:
«Глобальное потепление» вообще получилось смешно. Когда мне Дмитрий Быков, коварно склоняя к соавторству, предлагал написать «про любовь русского и украинки», я отмахнулась: ну любовь, ну какая-то политика, ну и что? И как-то, давая комментарий для одной телепрограммы, навыдумывала всякого про глобальное потепление: все эти бананы, антарктические яблочки, остров для олигархов, дайвинг в затопленной Одессе, курорт Соловки. А потом эти два не связанных между собой сюжета встретились у меня в голове, щелкнули, совместились - и получился роман».

Действие проистекает в 2043 году, через много лет после того, как климат на планете резко изменился, в результате чего основной сельхозкультурой Украи… то есть, оговорился, Нашей Страны стали бананы, а яблоки и груши - деликатесом с севера. А Соловки Этой Страны - стали благословенным курортом. Талантливый Ливанов скучает, развлекается, пишет колонки, ведет либеральные разговоры на кухне о том, как душно в Этой Стране, убалтывает женщин. Незнакомая ему Юля «пашет» в соседней стране на телевидении, разбирается с четырьмя детьми и двумя мужьями (в Нашей Стране узаконена полиандрия). В этом отношении ее «кухня» куда более практична и приземленнее, чем разговорная «кухня» Ливанова, да ей и некогда задумываться о судьбах стран-соседей. Но волею судеб эти двое встречаются. Казалось бы, ничего и не произошло: не уболтал, не затащил в постель, да и почти забыл, уехав, - мало ли их. Но это было только начало, и их взаимоотношения (постели так и не случилось) переплелись с отношениями стран, которые закончились войной. Напомню, что роман был опубликован в 2009 году - задолго до известных событий.

Причем, как выяснилось, эта журналистка, Елизавета Кривощекова, уже писала и про "Пансионат":

Маркиза вышла в пять

Этот мир нужно выдумывать теперь заново, с самого начала

Первая аналогия, которая приходит в голову при чтении последнего романа Яны ДУБИНЯНСКОЙ, - американский сериал «Остаться в живых». Незнакомые друг другу герои, неожиданно для себя попавшие на ограниченную территорию, и рассказ про каждого из них, разделенный на «было» и «сейчас». И попытка понять, что произошло такого в прошлом, что закономерно привело именно их сюда. Другая аналогия - роман Хулио Кортасара «Выигрыши», где маленькие группки персонажей (по два, три человека) неожиданно попали в странный круиз, причем на лайнере есть корма, куда заходить запрещено, где опасно, но кто-то из пассажиров, найдя пистолет, бунтует, нарушает запрет и гибнет.
У ДУБИНЯНСКОЙ такие группки - молодожены, сокурсники, семья с двумя детьми, две старушки-подруги и пр. - оказались в некоем странном пансионате. Предполагается, что весь остальной мир погиб в результате запуска синтез-прогрессора (нечто вроде адронного коллайдера). За пределы территории участка вокруг пансионата выйти смертельно опасно. Во всяком случае, так считается. Весь роман - это вспышки из прошлого и вынужденное настоящее этих людей. Вот это-то и есть самое интересное и настоящее в романе. Люди автору удались, они живые, они разные, они пытаются жить в этих обстоятельствах. Фантастическая составляющая романа минимальна, сам исчезнувший мир, помимо человеческой составляющей - любви, отчаяния, азарта, детей, молодости, старости, показан легкими штрихами. Это недалекое будущее, в котором детей почти сразу же после рождения забирают в питомник, где доступ к образованию осуществляется через лотерею, где осталось всего несколько писателей, чей статус очень велик, их чтут, но не читают. Практически каждый из героев (по крайней мере, один из группки) в этом мире хоть раз в сердцах восклицал, как мальчик из рассказа Рэя Брэдбери: пусть лучше не будет никого, кроме меня и моих близких. И вот это произошло, и читатель пытается определить: не это ли причина катастрофы. Впрочем, Яна ДУБИНЯНСКАЯ не открывает, что же случилось с миром или с этими людьми на самом деле, хотя lost в конце концов уходят с территории пансионата. Но куда, так и осталось неизвестным ни им, ни читателям.

критики обо мне, "Глобальное потепление", "Пансионат"

Previous post Next post
Up