КРЫМСКАЯ ВЕСНА Gismeteo обещало дождь.
Но дождя нет. В небе стоят серые полупрозрачные облака, пропуская, словно сквозь фильтр, лучи мягкого солнца. Лес по обеим сторонам дороги пестрит первоцветами, различимыми даже на скорости: примула, подснежники… А потом нас встречает сад.
- Снег? - удивляется маленькая дочка. И улыбается: - нет, это дерево зацвело!
Белым - алыча, бело-розоватым - миндаль, ярко-розовым - бутоны персиков и нектаринов. Еще нарциссы: крупные, желтые, белые… И сизовато-зеленые листья с тугими стрелками будущих тюльпанов. В прошлом году я уехала отсюда в середине марта, не дождавшись нарциссов, а тюльпанов тем более.
Весна приходит в Крым раньше, чем во всю остальную Украину.
Так было всегда. В детстве я не понимала, насколько это рано, прекрасно и ценно. Каждый день происходит маленькое чудо, и невозможно налюбоваться. И все так мимолетно, так легко пропустить какое-нибудь неповторимое мгновение крымской весны. Подснежники и пролеска у меня в саду уже отцвели, жаль. А на винограде, наоборот, только начали просыпаться почки…
Словосочетание «крымская весна» на билбордах с триколорами уже не вызывает никаких чувств, кроме легкой гадливости: ну пошлость же, безнадежное отсутствие вкуса. Впрочем, российские оккупанты не одиноки в своем стремлении присвоить весну, поставить ее себе на службу и в заслугу. Весна как атрибут самых разных политических сил уходит корнями далеко в прошлое, и когда-то - осталась же в европейской истории «весна народов»! - это звучало свежо, уместно и красиво. Но с тех пор слишком уж поистрепалось от многократного использования, затерлось в многочисленных руках, приелось и потому опошлилось донельзя… или не потому?
Весна - очень сильный архетип и символ. Весна - это победа над враждебными силами зимы и холода, неизбежность обновления, торжество жизни. Весна всегда права, и так заманчиво, так беспроигрышно - отхватить себе кусочек ее безусловной правоты. Так делают все. Слишком велик соблазн, слишком ясна и прозрачна метафора. Она не из тех, что могут когда-нибудь устареть и приесться.
Так здорово видеть и чувствовать, что сама природа созвучна твоим стремлениям и помыслам. Помните, как быстро после победы Майдана в Киеве наступила весна? А нынешняя, которая все-таки настала после того, как нас злорадно пугали долгой и холодной зимой? - пришла же она во всей своей радости, неизбежности и новизне, и мы встретили ее, мы выжили, несмотря ни на что. А кому не показалось символичным внезапное похолодание и снег в Крыму на годовщину так называемой, фальшивой до дна и потому бесконечно пошлой, «крымской весны»?
…Посреди сада маленькое деревце, миндаль-ребенок весь усыпан крупными бело-розовыми цветами. А молоденький персик засох, не выдержал не по-крымски суровой и морозной минувшей зимы. Над холмами собираются мохнатые тучи, и все-таки начинается обещанный дождь, мелкой, почти невидимой водяной взвесью в воздухе. Проходит быстро, мимолетным весенним мгновением.
Над прозрачным сине-зеленым морем кричат чайки. Пахнет весной.
Крым - территория лета, далеко не каждый видел своими глазами, слушал и вдыхал крымскую весну. Обидно и несправедливо, что для очень многих «крымская весна» теперь уже надолго останется слоганом пошлых имперских плакатов, атрибутом военщины и лжи. Которые, конечно, не имеют ни малейшего права на прекрасную метафору весны.
По большому счету, никто не имеет на нее исключительного права. Разумеется, все мы лукавим, когда призываем природу к себе в союзники и беззастенчиво гордимся весной, которая все равно наступила бы, независимо от наших действий и чаяний. Куда честнее было бы, наблюдая за ежегодным, но всегда новым и уникальным пробуждением жизни и красоты, вспомнить о том, что все мы - несмотря на неразрешимые конфликты, на острую необходимость отстоять свою правоту и саму жизнь - все-таки живем на одной Земле.
И весна наступает лишь потому, что она вертится вокруг Солнца.