Колонка в FORBES-Woman

Feb 20, 2014 08:25

Эти колонки пишутся за неделю до публикации - глянцевый график. Поэтому умозрительные такие. Но тем не менее.

РЕВОЛЮЦИЯ КАК "ГАРРИ ПОТТЕР"


Всегда находятся люди, которые что-то знают. Вернее, они знают всё: весь инсайд, всю подноготную, всю правду. Многозначительно улыбаясь и сочувственно вздыхая, они сетуют: ну как вы не понимаете? Все же срежиссировано, спланировано заранее, раскручено точно по сценарию, а главное, проплачено. А народ - он ведется на лозунги и обещания, народом вообще легко управлять. Только наивные и плохо осведомленные романтики могут верить, будто… и далее по тексту.

Речь пойдет не об уровне реальной информированности этих людей о революционных технологиях. И даже не о революции вообще. Поговорим о литературе - о ней всегда полезно поговорить.

В окололитературных кругах тоже вращается множество людей, прекрасно понимающих, как на самом деле устроен книжный бизнес. Бестселлеры не возникают сами по себе, утверждают они: чтобы книга вышла в верхние строчки рейтингов, над ней работает команда профессионалов, рекламистов и пиарщиков, и вкладываются нешуточные средства. И в результате мир читает не Настоящую Литературу (по странному стечению обстоятельств, разоблачения чаще всего исходят от не самых популярных писателей или сотрудников малых неприбыльных издательств), а какого-нибудь хорошо раскрученного «Гарри Поттера».

Все это, конечно, правда. Но далеко не вся.

Теперь это уже легенда книжного бизнеса: рукопись безработной матери-одиночки Джоан Роулинг отказались публиковать двенадцать издательств, а первый тираж - сейчас библиографическая редкость - составил одну тысячу экземпляров. И только потом к изданию и промоушну серии подключились серьезные профи: когда уже выяснилось, что в этих книгах действительно есть волшебство, иррациональная искра, резонирующая с ожиданиями и мечтами целевой аудитории - детей.

Идейные противники «Гарри Поттера» (по странному стечению обстоятельств, все они либо вообще не держали книгу в руках, либо с отвращением одолели несколько строк) утверждают, что он популярен благодаря чародейскому антуражу, эскапизму, обману - плюс раскрутка, пиар-технологии, как же без них? Детей вообще легко обмануть, созвав под свои знамена непонятными заклинаниями, красивыми обложками, экранизациями и повсеместной рекламой, щедро оплаченной издателями.

Ничего не напоминает?

В околокнижной тусовке вечно жив миф, будто раскрутить можно все, что угодно, и чем хуже и примитивнее книга, тем легче ей взлететь в бестселлеры. Ведь у народа непритязательный вкус: доказано и «Сумерками», и «Оттенками серого», и много чем еще. Вдохновленные этим мифом, издательские мегапроекты возникают под каждую книжную ярмарку - и бесславно сдуваются, не отбив и половины вложенных средств (часто за счет автора - если он по совместительству мелкий олигарх, возжелавший литературной славы). Можно представить себе разочарование: ведь мы же все просчитали, был сценарий и бизнес-план, и реклама в метро, и пиар-акции, и слоганы, и статисты с флагами… то есть, с обложками несостоявшегося бестселлера на спине. Почему же наивный и глупый народ не повелся, не вышел на площадь, не штурмовал… книжные магазины, толпясь в очереди за нетленкой?

Таких неудач на книжном рынке случается гораздо больше, чем действительно выстреливших бестселлеров. В то время как многие из последних являются сюрпризом для всех: и писателя, и издателя, и спешно подключаемой команды профессионалов. Преуменьшать значение которой тоже нельзя: что толку, если бы те тысяча экземпляров первого «Гарри Поттера» были распроданы вмиг, а новые так и не появились в магазинах, поскольку издательство запуталось в собственных службах и планах, поскупилось на финансирование, логистику и пиар?

«Гарри Поттер» - действительно уникальная книга. Она не только о волшебстве - она обо всем, что волнует в детстве каждого, да и не только в детстве. О семье, о школе, о дружбе, о смысле, о предательстве, о смерти, о войне. Она замечательно написана и читается влет; впрочем, последнее зависит и от читателя, мои соболезнования тем, кому «не пошло». Но все это вместе не гарантировало ей успеха. Множество замечательных, волшебных и реалистичных, многослойных и захватывающих книг остаются в узком читательском кругу - потому что не попадают в резонанс с читательскими ожиданиями, не цепляют нерв социума, а этот фактор, будучи решающим, совершенно иррационален. По-настоящему опытные издатели знают: предугадать и спланировать бестселлер практически невозможно, остается разве что делать ставки наугад, в надежде, что какая-нибудь сработает. Но уж если повезло, то упускать шанс никак нельзя - самое время подключить все свои ресурсы и технологии, весь имеющийся профессионализм.

А что революция? С революциями оно точно так же.

forbes

Previous post Next post
Up