Про категорический императив

Dec 26, 2012 11:22

Источники личностной совести и нравственности в пределе упираются в человечество, его опыт и достижения, спресованные в консервах человеческой  культуры. Личность распредмечивает  культуру, интериоризируя, присваивая и осваивая этот багаж  всю жизнь. "Значит нужные книги ты в детстве читал",- как это образно сформулировал Высоцкий в песне. Совесть -это внутренний диалог с человечеством. Не такой уж и категорический.

Нравственность = человеческая сущность человека, человеческое в человеке, культурное в самом широком предельном смысле  понятия в человеке. ("Сущность человека есть, в конечном итоге, совокупность всех его общественных (непосредственных и опосредованных) отношений"

У конфуцианцев и даосов - это выливается в императив неявно начертанного пунктиром по жизни "пути" ("Дао"), отход от него есть отход от человеческого.

У религиозных людей истоки нравственности и этики божественны, хотя за псевдонимом Бога нередко оказывается "человеческое слишком человеческое", национально или цивилизационно ограниченное - та же история, культура. Философы пытались преодолеть религиозную ограниченность, апеллируя к высшему (надличностному) и универсальному разуму, абсолютному духу, не привязанным к национальным или цивилизационным границам.
Консерваторы дополнительно черпали дополнительную нравственную силу в оправданной историей Традиции.

У коммунистов та же мысль: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (Ленин). Политически и практически заточенная в классовую формулу. Не всегда адекватно понимаемую и трактуемую вольно и превратно: нравственно то,что в конечном итоге служит делу пролетариата и его освобождения. Паразитизм и эксплуатация, например, безнравственны.

Мораль?
А ведь это одна и та же формула по сути.
Дающая ключ к пониманию процессов превращения одних в подлецов, а других - в святых.
Просто с разных сторон и на разных понятийных языках.
И только атомизированный либеральный робинзон уповает на личную (свою) свободу.
Отказавшись от диалога с человечеством.
Заткнув уши от вопросов, адресованных ему другими людьми,  ценностями, эпохами.
Свобода от социальный ограничений и культурных запретов и табу, от человечества в конечном итоге.
И от химеры по имени совесть.

деонтология политики

Previous post Next post
Up