May 30, 2014 01:52
А.Немирова
ИГРЫ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
Более двадцати лет назад, в тяжёлое время, когда рушилась вся привычная жизнь, мне повезло: я узнала о существовании ролевых игр и с удовольствием занялась ими. С удовольствием потому, что игры собирали десятки и сотни творчески настроенных, дружелюбных людей, которые съезжались из самых разных городов и краев, несмотря на границы, разделившие нас. Для человека творческой профессии это была отличная среда обитания, притом среда, не приемлющая стандартные ценности общества потребления и - как мне долго казалось - подчеркнуто стоящая вне политики. Стихи, песни, рисунки, теоретические дискуссии, книги - это было прекрасно!
Я пишу "было", потому что все это кажущееся единство, все братство разлетелось вдребезги, как только в 2013 году закипела кровавая каша на Майдане. Аполитичность ролевого сообщества оказалась иллюзорной. И эти люди - разумные, образованные, знающие историю, - радостно, с готовностью запрыгали-заскакали, а потом стали и оружие в руки брать, чтобы защитить "единую и неделимую Украину, родину демократии, против предателей-сепаратистов, подкупленных Москвой". Поначалу мне как-то не верилось, но после ряда разговоров стало ясно, что броня впитанной за двадцать лет националистической пропаганды непробиваема. Более того, эта пропаганда проникла в сознание и тех из нас, кто по происхождению не принадлежит к пресловутой "титульной нации". Даже внуки-правнуки тех, кто страдал от петлюровских погромов и является ныне объектом главной ненависти "самосвидомых" украинцев с Запада, тоже цепляются за мифы, внушаемые нынешними СМИ. Да как цепляются! Они глохнут, слепнут, они рвут все связи с друзьями, которых знали десятки лет, если те думают хоть чуточку иначе и пробуют их вразумлять, они со всей ловкостью развитого интеллекта придумывают свои версии для фактов, отрицать которые уже нельзя. Каких только нелепых, детских отговорок не пришлось мне услышать за прошедшие полгода от поэтесс и художниц, от химиков и физиков... "Ах, какие на Майдане замечательные люди со светлыми глазами!" - "У нас в городе нет нацистов!" - говорят мне киевляне. Видео с детским садиком, скандирующим "москаляку на гилляку" - подделка, разумеется, российских спецслужб. И так далее. Люди, считающие себя мыслящими, увидели в майдане "исполнение своих заветных мечтаний о свободе", они кричат "браво!" "героям" из правого сектора и искренне верят, что каждый житель сопротивляющихся хунте городов получает в день тысячу гривен от России. После того, как мне объяснили очень логично, что жертвы бандитов в Одессе... "сожгли себя сами, обманутые путинскими обещаниями", разговаривать стало просто не о чем.
Среди интеллигенции распространена и другая реакция на события: "Мы ничего не видим, с нами - тут, в нашем городе и дворе - ничего страшного не происходит, значит, будем жить и развлекаться как всегда". Право, не знаю, что хуже.
Все это выглядит как массовое, повальное безумие. Чтобы открыть глаза хотя бы одному из этих запрограммированных, потерявших связь с реальностью людей, нужны адские усилия опытного психотерапевта. А таких безумцев - многие и многие тысячи. Особенно ужасно, что этим ядом отравлены учителя средних школ и преподаватели вузов. Семилетний ученик киевской школы встречает отца, приехавшего навестить его из Донецка, слезами и вопросом: "Папа, это правда, что ты хочешь войны?" Другой, тоже первоклассник, прочтя по складам слово "Россия", заявляет: "Я ненавижу Россию, они хотят нас завоевать!" Кто ответит за подобное "воспитание подрастающего поколения"?
Когда-то давно, в 1905 году, одним из первых признаков надвигающейся революции стали события в Харькове, когда на баррикады вышли совместно рабочие и студенты. Победу Великой Октябрьской революции во многом обусловила кропотливая и длительная работа интеллигенции, способствовавшей просвещению рабочих, тогда еще в массе темных и необразованных. Годы советской власти не прошли даром - рабочий класс запомнил, в чем заключается историческая правда. А украинский национализм и сейчас, как тогда, не может предложить своим сторонникам ничего, кроме стандартного набора "вышиванка, вишневый садик, свободолюбивые запорожцы". Но сознательной, чувствующей свою ответственность перед народом, понимающей ситуацию интеллигенции как социального класса у нас больше нет. Есть только отдельные сохранившие разум люди, которые мучаются от невозможности сделать что-нибудь полезное, кого-нибудь спасти от заблуждений.
Харьков - город науки, город студенчества, где интеллигенция исчисляется многими тысячами, город традиционно русскоязычный и многонациональный - особенно сильно пострадал от этого безумия.
Да, нам не под силу держать в руках оружие. Но гражданский протест сейчас не менее важен, чем вооруженное сопротивление. В истории Второй мировой войны сохранился эпизод, когда в захваченном немецкими фашистами Париже прошла демонстрация молчаливого протеста. Враг был в городе, враг был силен, вооружен, и все равно на улицы вышло 100 000 человек! В их рядах шли плечом к плечу студенты и рабочие. И нацисты не посмели выстрелить и что-либо сделать с ними. Эта манифестация стала началом, своего рода эпиграфом к героическому движению Сопротивления во Франции. Что же Харьков? Сколько тысяч студентов в нашем университете, в политехническом институте, в других вузах? И сколько из них выходило на митинги и демонстрации - не под дулами автоматов, отнюдь, всего лишь под угрозой возможных стычек с хулиганствующими националистами?
Очень хотелось бы, чтобы ситуация переменилась, и чем скорее, тем лучше.
судьбы ролевого движения в письмах