Сразу вас хочу предупредить: сработал феномен Фрайди. Написалось совершенно не то, что предполагалось изначально. Так что в каментах принимается любой ахтунг, который захочется написать по теме.
Тут только начало, потому что в ЖЖ-пост влазит до 10 т зн, а у меня почти вдвое больше.
Продолжение выложу чуть позже. Читайте это пока. И ругайте всё шо взбредёт в голову. Ну представьте себе: вот опубликуют ЭТО, и будут это читать пафосные москвичи. Вот что они о нас подумают?
Изначально задача этой статьи была поставлена амбициозно: показать российскому ролевому движению нечто особенное, некую украинскую специфику, которой в России нет. В поисках отличий были опрошены представители как российской, так и украинской стороны. Пытаясь определить это специфическое, уникальное «нечто» мы постоянно спотыкались о тот факт, что одинакового у нас куда больше, чем оригинального. В итоге получилась статья об отличиях российского и украинского ролевого движения, как реально существующих, так и мифологических. Хотелось бы верить, что именно эти отличия в сумме и составляют специфику ролевого движения Украины.
Следует также уточнить, что бралось представление о российских играх в целом. Игры разных регионов России могут сильно отличаться, существуют также региональные школы РИ. Но изучение этих отличий в нашу задачу не входило, так что просим российских читателей отнестись к тексту снисходительно.
Лё Биг Мак, или Что о нас знают ТАМ?
- А как по-французски Бик Мак?
- Так и есть - Биг Мак. Только они называют его "Лё Биг Мак"
(Палп фикшн)
Как российские ролевики представляют себе украинские ролевые игры?
По большей части никак. Россиян на украинских играх ничтожно мало. Чаще всего заезжают белгородцы, которым до Харькова ближе, чем до Москвы. Представителей других регионов - единицы.
На игру «Руина» (лето 2012, Полтавская обл.) российским послом приехал игрок из России. Настоящий россиянин. О чём упоминали с гордостью и восхищением. Круче бы доставили только натуральные шведы.
По мнению бывалых, в российском ролевом движении (далее РРД) есть два мифологических стереотипа об украинском ролевом движении (далее УРД). "Там - УГ" (у тех, кто никогда не выезжал за пределы своего региона) и "Там - круто!" (обычно - у бугурт-ориентированных игроков). В большей степени приверженность этим мифам отражает черты характера конкретного российского участника РД.
Как украинские ролевики представляют себе российские ролевые игры?
У нас тоже есть ряд расхожих мифов и стереотипов. Главные:
- У них там золотые леса горы. Десять лет назад воображение украинских ролевиков подстёгивали рассказы о приборах ночного видения, которые на российских играх моделируют навык «ночного зрения». И сейчас фотографии костюмов, скажем, со «Второй Эпохи», или сбор тургруппы для поездки в Иерусалим перед тематический игрой заставляют наших игроков завистливо вздыхать.
- У них там полно игр на любой вкус.
Принято считать, что выбор игр в России больше и разнообразней, чем у нас. Причём даже с поправкой на то, что Россия больше, и ролевое движение в ней многочисленней.
- У них там действует «правило пяти метров».
Несмотря на вышеупомянутые «золотые горы», в сознании массового украинского игрока прочно утвердилась мысль о том, что на всех без исключения российских играх действует «правило пяти метров» как основной принцип допуска костюмов и антуража.
- У них сплошные тысячники.
Многих очень удивляет, что в России полно игр, маленьких даже по украинским масштабам. Громкая слава, как правило, долетает с самых крупных проектов, поэтому кажется, что игр помельче в России там просто нет.
Что точно роднит украинских и российских игроков - это ощущение высокобюджетной ролевой игры при пересечении границы.
По приезду поменяли рубли на гривны и тут меня окончательно накрыло ощущение ролевой игры: интуитивно понятный язык, какие-то цветные маленькие бумажки, за которые тебя кормят в кабаках и возят извозчики таксисты, цены в абстрактных "гривнах" и весьма смешные на первый взгляд рекламные вывески, типа аршинных надписей "ЩОПIНГУЭТЕ?!?" или "какие-то там КУРЧАТА".
Изо всех сил боролся с желанием хлопнуть в кафе деньгами о стол и громогласно крикнуть "хозяин, пива на все нам и этим благородным рыцарям за соседним столом!"
Но вернёмся к нашим мааленьким отличиям. Какие отличия УРД и РРД удалось вычленить в процессе анализа.
- Украинское ролевое движение младше. УРД обособилось и вычленилось из общесоюзного примерно в конце девяностых. То ли стало дорого и хлопотно ездить на игры в Россию, то ли накопилась критическая масса своих игроков, достаточная для отделения в новую формацию. Как рой у пчёл.
Из этого проистекают два следствия. Средний возраст украинских игроков - примерно на 5-6 лет меньше среднего возраста по России. Из-за этого пока не развивается, допустим, детский сегмент на играх - отдельные локации для детей, специальные детские игротехнические модели, и так далее. Практически не затрагиваются вопросы этики взаимодействия взрослых игроков и подростков. Нету «конфликта поколений», так как поколения не сформированы либо не выражены.
И само украинское ролевое движение отстаёт от российского в развитии не меньше, чем на 5-6 лет. Это проявляется во многом. Допустим, бум клиенториентированности, который на украинских играх сейчас достиг пика, в российском ролевом движении миновал несколько лет назад.
- Украинское ролевое движение малочисленней. На 2012 год УРД насчитывает порядка 3000 человек. Из них примерно треть почти не ездит на игры, либо выбирая другие развлечения, либо в силу занятости работой, семейными проблемами и так далее. Из оставшихся ещё треть редко выбирается за пределы своего региона (особенно это касается Крыма). То есть основная масса игроков - 1200-1300 человек. Собрать столько народу на одной игре удалось только один раз, в 2007 году на игре «Кольцо Тьмы» МГ Кимру, Киев. Не в последнюю очередь такую популярность обеспечил срыв сразу нескольких параллельных проектов.
Малая численность людей в украинском РД забавным образом отражается на внутренних конфликтах. Поскольку все варятся в одном котле, попытки разбить общую массу на несколько партий никогда не удавались: уж больно мелкими и скучными получались образовавшиеся группировки. С другой стороны, повышенную конфликтность у людей с ОБВМом никто не отменял, поэтому все успели перессориться со всеми. Если на российской игре случайно окажется всего два игрока из Украины, велика вероятность, что они даже не поздороваются, потому что два года как не разговаривают.
Хронические конфликты также приводят к отвратительной координации между МГ. Три игры в один день на одну тематику численностью в 500 человек - это как бы норма жизни. Две игры, рассчитанные на одних и тех же игроков, в одну дату - это нормально. А договариваться - корона упадёт. Если одна МГ предлагает решить вопрос миром - по традиции вторая упирается рогом. Впоследствии обида записывается в Большую Книгу Обидок. По мере накопления это очень портит жизнь. И потом все со всеми не разговаривают. Неудивительно, что украинские мастера всё время жалуются на недозаезд.
- У нас меньше денег. Суммы, которые крутятся в бюджетах украинских игр, действительно скромнее российских. Также менее обеспеченный приезжает контингент. Людей более-менее состоятельных - бизнесменов, крупных чиновников - на украинских играх не бывает, ни в качестве игроков, ни в качестве мастеров. Основная аудитория УРД - мелкий офисный планктон, студенты, работники бюджетной сферы (много педагогов, например). То ли играет роль негативный имидж ролевого движения в массах, то ли народ побогаче предпочитает страйк, реконструкцию и поездки на игры в Россию
Это тоже приводит к ряду забавных последствий.
Во-первых, это заставляет развиваться фантазию игроков. Хорошо, когда хватает средств скупить реквизит в театральной лавке, заказать из Китая или приобрести на ебее. Но ограниченный бюджет подстёгивает воображение. Делать «конфетку» из… палок, скотча и других подручных материалов украинские игроки умеют лучше. А украинские мастера способны сделать ту же самую конфетку из тех же исходников в условиях полного цейтнота. Из воспоминаний очевидца: «Я помню как за пять минут была создана гигантская крыса из человека (выдернутого от костра) в меховой жилетке (раздели какую-то монстру), подпоясанной веревочкой (рядом лежала), с кошачьими ушками на голове(завалялись), банкой кильки в томате в качестве лута. Крыса очень убедительно пищала при помощи игрушки-ящерицы с пищалкой». Заметим, воспоминание не десятилетней давности, а недавнее.
Во-вторых, мастерский сервис и АХЧ. То, что на российских играх давно стало нормой, в Украине пока ещё в разработке. Допустим, организация добиралова на полигон. Примерно половина МГ не заморачивается наймом транспорта для игроков - даже за их деньги. Крайне редко осуществляется доставка игроков, личных вещей и игроцкого антуража мастерским транспортом. Массовый строяк на небольших играх - явление уникальное. Мастерского антуража мало или нет вовсе. Выделение бытовой зоны, обозначение границ локации, игровая посуда - проблемы, которые волнуют едва ли десятую часть игроков.
В третьих, при меньшем количестве денег и игроков количество пафоса на единицу РД остаётся неизменным. Но требования пониже. Чтобы чувствовать себя крутым и олдовым, украинскому игроку не нужен девятиметровый небоскрёб или три туарега с антуражем, достаточно пошитого в ателье костюма. Обладатель оного может гордо себя называть «мажором ролевого движения», хотя костюм привозит в рюкзаке на маршрутке, и всю игру трясётся над сохранностью ценной шмотки. Полностью обтянутая подкладом локация - предмет гордости не на одну игру. Двухэтажная игровая постройка - достопримечательность, к которой весь полигон ходит на экскурсии.
В четвёртых, на украинских играх кабаки крайне редко работают за игровую валюту. Исключение - игры с реальной экономикой, где игровая валюта обменивается на реальную после игры. Как правило, команда кабака просто не может себе позволить выехать поиграть, им необходимо отбить вложенные в кабак деньги. Это не лучшим образом сказывается на антуражности кабаков, но очень неплохо влияет на качество еды. Рынок, знаете ли.
Дали е