Очередной пост про "реальную" экономику. Длинный и нудный. В трёх частях. Ч.1
Sep 13, 2012 23:16
Мы говорим партия - подразумеваем «Ленин»Когда заходит речь об игровой экономике «живого» типа, в которой курс игровой валюты привязан к реальной и существует обмен в обе стороны, в украинском РД нельзя не ссылаться на МГ «Альтера». Потому что Искра десять лет ставил на нас эксперименты разрабатывал экономические системы подобного типа и опробовал на играх. А потом хлебнул полным половником посмотрел на эту систему с точки зрения игрока, и разочаровался. И теперь декларирует, что реальная экономика зло.
Этот пост - попытка дать ретроспективный обзор «живой экономики» в моей (персональной юльвладимирны, а не всего роолевого движения) ролевой биографии, и предвзятую оценку оной - с точки зрения как игрока, так и мастера. Ну и ещё это заказ. А поскольку за деньги я тут не пишу, то всё по любви :) да. [Долго и нудно]
Впервые с этой штукой мы познакомились на игре «Китеж-град». 2005 год, МГ «Альтера». Мы не впервые столкнулись с обменом игровых денег на реальные. Допустим, в 2004 на нашей ВО-2 игровые ресурсы выводились через кабак, и как кабатчица, я нагребла специфической экспы - «гиперинфляция», «дефицит ресурсов», «колебания спроса» и куча других умных слов. Но все предыдущие опыты были несколько хаотичными и спонтанными. А на «Китеже» мы впервые столкнулись с системой.
Первые впечатления были нерадужные.
Тогда для нас это было дороговато. Взнос 30 гривень был вдвое больше среднего взноса на крымскую игру. А подъёмные деньги в него не входили, их надо было менять дополнительно. Неприятно.
Изначально планировалось, что крестьяне будут самыми богатыми людьми на полигоне, потому что через них планировался вброс ресурсов в игру. Мы выехали именно крестьянами, греками-виноделами. С изрядным запасом бухла и с большой раскатанной губой. Дырки и баги в правилах по крестьянству мы видели. Но мы тогда верили, что киевские мастера знают что-то, чего не знаем мы, и лажи не будет. Ага. Щаззз.
Я до сих пор не уверена, что смогла объяснить людям_которые_не_ездят_игроками, какие чувства испытываешь, когда тебе снижают выплаты за цикл потому, что рябина - это овощ. И добро бы овощем-рябиной лажа ограничилась…
В третьих, стали интуитивно понятны некоторые вещи, которые тогда не удалось описать. А именно: деньги - очень сильный мотиватор. «Живая», она же реальная экономика, способствует выявлению и демонстрации не лучших свойств человеческой натуры. Жадности, хитрости, склонности к стяжательству. Причём, как правило, эти качества выглядят ярче, поскольку отсутствует ряд ограничителей из реальной жизни (гудвил, уголовный кодекс и теде).
Мне до сих пор икается этическая дилемма воды. Город в осаде, нужна вода, воду приносят только водоносы. За деньги. Почти за настоящие. Но слушайте, это же ВОДА! И она нам нужна! И что - вот это платить за то, что нам водички из ручья принесут? Или плюнуть на игровые условности и сходить самим, типа «не по игре»? Первое - давит жаба, второе - не позволяет совесть.
Словом, остались мы не в восторге, и уехали с полигона раньше. Официально - праздновать Сашкин ДР. Неофициально - разочаровавшись. В хрустальных мечтах нам хотелось отбить взносы, а не вышло.
Со времён "Китежа" реальную экономику мы встречали на многих играх, и в разных модификациях. Что-то пытались юзать и сами. Поэтому на следующую игрушку «Альтеры» с живой экономикой - «Між Орлами та Півмісяцем», 2010 год - мы приехали с проработанной теоретической базой и изрядным практическим опытом. И опять крестьянами, но на этот раз без радужных иллюзий. В этот раз ощущения были куда лучше.
В этот раз ввод денег через крестьян шёл проще и логичней - ну, по крайней мере, нам так казалось. Мне ещё смутно кажется, что баланс мастерского вмешательства был более позитивным, больше плюшек и меньше тарашек, причем именно в экономике.
Мы стали расслабленней относится к деньгам. Если с «Китежа» я до сих пор помню, сколько нам приходило, и сколько на что мы тратили, то с "Орлов" таких сводок нет - я просто не интересовалась. Ну потратили и потратили. Ах, нам заплатили? Отлично, пошли поедим. Не заплатили? Подумаешь
Искра ррррррр мне с важным видом сообщил, что на "Орлах" игру сделала не экономика, а офигенный отыгрыш. Можно об этом игроки судить будут, а? Да-да. Помню прекрасно. Офигенный отыгрыш таскания столбов. Джаст фор фан. При чём тут презренные деньги? Словом, на «Орлах» экономика работала и мотивировала. Почти как на «Руине».
На «Руине» экономика тоже работала. Сорри за буллшит. Работала как мотиватор: ради игровых прибылей совершались игровые действия. «Все глобальные полигонные события базировались на грунте денег». Много войны. «Руина» вообще была игрушка про войну. В отличие от «Орлов», которые были про другое, в том числе про сільську ідилію. Я бы сказала, что экономическая система функционировала успешно. Ну да, игроки грабили и убивали других игроков -по игре. Чтобы получить прибыль, а затем сменять её на гривны и отбить взнос. Кому что фан.
Так ради этого «живая экономика» и затевалась,не? И если всё вышло так, как задумывалось, то чем недоволен Искра, и почему «живая экономика» это зло?
На мой субъективный взгляд, что живая экономика, что любая экономика, что деньги - не есть зло или добро. Это просто инструмент. Пистолет - добро или зло? И чем он добрее\злее, скажем, перфоратора? Использовать инструмент можно по-разному. А при недостаточном навыке владения случается овощ-рябина лажа. Но разве это повод отказываться от удобного инструмента? А Искре надо чаще ездить игроком. А то ты подзабыл, каково оно бывает на роолевых играх. Ну да, прочувствовал ответственность за невыплату крупной суммы большинству игроков полигона. Кто-то даже обиделся и уехал. Бывает. Я в институте стипендию на группу получала. А были это весёлые девяностые, и стипуху нам давали спорадически. И вот как-то раз в пятницу пришли деньги. За три месяца сразу. Я почти до семи вечера толкалась в жуткой толпе в кассе. Потом упихивала между учебниками в рюкзак пачки денег. Потом на слабых девичьих плечах протаскивала их сквозь крепких ребяток с физкультурного отделения биофака. Потом раздала денег тем, кто меня дождался - и съебалась в Киев, оставив неполучивших ждать. До вторника. Когда я пришла на пары, меня чуть не съели. Дивный опыт. Ничего особо страшного не произошло. По крайней мере, с Искрой. Проблемы, с которыми столкнулся Тим, куда серьёзней, но к ним перейдём в третьей части "С точки зрения мастера".
Во уменьшение Искриной рефлексии есть три аргумента. 1. Деньги все равно выдаёт касса, а не казначей группы. Да, касса часто съезжает под тем предлогом, что ей не ту бумажку принесли. Но деньги все равно у кассы. Такие дела. 2. Ты не обязан быть лоуфул гудом (хотя кому я это…) Да, не выдал людям обещанного. Стыдно. Причём не по своей вине. Досадно. И чо? Вон на Сиале король Страпон Десятый тупо и методично пробухивал государственную казну в кабаке. Народ денег не видел, и жутко возмущался. Такие вот ролевые игры, кому что не нравится - пусть исправляет. Не нравится, как Дорошенко рулит - могли устранить и рулить по-своему. Могли, я сказала! И устранили. 3. У роолевых игр, как не отбивайся, есть дидактическая функция. Чему-то они каждый раз учат. Если твой новый опыт вызывает такой жуткий батхёрт - есть над чем подумать. Как в сказке.
В следующих частях я попытаюсь описать, какие чувства у меня-текущей вызывает «реальная» экономика - как у игрока, и как у мастера. Не обещаю ,что это будет весело, так что главную мысль ещё раз озвучу здесь:
«Живая экономика» не есть зло. Злом могут быть отдельные нюансы её применения. Но это абсолютно нормально.
Пы.Сы. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?