Горное озеро Рица (это Большая Рица, а неподалеку есть еще и Малая) находится на высоте 950 метров над уровнем моря в в глубоко лесистом ущелье. По дороге к озеру - все сплошь пасеки и прилавки с медом. А на самом озере тогда, в мае, было совсем пустынно. Инфраструктура мало сохранилась, да и туристический сезон позже открывается. Так что даже купить бутылку воды на берегу было не так-то просто. Зато красота неописуемая.
Ущелье, ведущее к Рице.
На другом берегу озера находится государственная дача советских генсеков. Поначалу это была Дача Сталина, потом в ней жил Хрущев, а после - Брежнев, который решил оличиться и выстроил рядом с первым домом второй и соединил их переходом.
Покои, столовая, кабинет с подаренными Сталину уральскими самоцветами и пулезащитные стекла. В каждой комнате - кнопка выхова охраны и очень мало света (Сталин не любил яркого освещения).
Но сперва, прежде чем попасть на саму "Дачу Сталина", сразу за поворотом с трассы глазам туристов предстают развалины кухни Сталина, расположенной в пяти километрах от дачи. Усатый генсек не переносил запахов готовящейся еды, поэтому для кухни и обслуги было выстроено отдельное здание, где готовилась вся пища. Ну а теперь рядом с ним, прямо на берегу озера Рица можно устроить отличный пикник.
А дальше нас ждал путь в горы, по дороге, еще не расчищенной от зимних завалов и поэтому не доступной для наших железных коней. Но друзья-абхазы не позволили нам тащить всю поклажу на себе по метровому (а то и больше) слою тающего снега, и привезли с собой пару лошадей.
Бедные лошади, им было гораздо тяжелее, чем нам: под их копытами снег проваливался на каждом шагу.
До дома охотников, где мы должны были переночевать, добрались уже в темноте. Хорошо, что про бродящих здесь по лесам волков и медведей нам сообщили только на месте, зато идти обратно, хоть и при свете дня, было гораздо страшнее. Народ старался кучковаться, тогда как в дорогу туда растянулись едва ли не на полкилометра.
Домов охотников тут даже несколько, они стоят рядом с разрушенными зданиями санатория. Все это вместе на фоне грязного талого снега, голой земли и серых туманов выглядит очень печально.
По дороге мы так часто проваливались в снег, что обувь у всех промокла носквозь. Да и сам путь нас сильно утомил. Поэтому назавтра еще выше в горы, к источнику минеральных вод, пойти решились немногие. Но те, кто решились, не пожалели: вода, бьющая из-под земли, невероятно вкусная, хотя и с сильным запахом сероводорода.