Оригинал взят у
vlada_nat в
Шкала стресса и примеры обострения аутичных симптомовОригинал взят у
maya_maritim в
Шкала стресса и примеры обострения аутичных симптомовАутизм - это такая штука, которая позволяет и заставляет ощущать мир особенным образом. Это можно и нужно расценивать как преимущество. Но это не всегда так. Изменённая сенсорика, повышенная тревожность и сложности с переключением внимания могут приводить к сенсорным перегрузкам и как следствие к аутичным истерикам. Для аутиста очень важно умение предупреждать, предотвращать и откладывать истерики. Для этого можно использовать так называемую "Десятибалльную шкалу сенсорной перегрузки" или "Десятибалльную шкала стресса". Конечно, эта шкала не обязательно должна состоять из десяти пунктов. Но своё состояние/самочувствие я разделила именно на десять стадий. Сразу предупрежу о том, что если вы впервые начнёте пользоваться такой шкалой, то вы можете столкнуться с проблемой зацикливания на своём состоянии. Помните, что цель использования данной шкалы в том, чтобы помочь аутисту объективно оценивать своё самочувствие и при необходимости применять стратегии по уменьшению стресса.
***
Десятибалльная шкала стресса
Стадия 1.
Описание: Полное расслабление.
Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, никакого мышечного напряжения.
Познание: Мозг выключен, если его включить, или если он самопроизвольно включится, то уровень стресса повысится минимум до стадии 2.
Общение: Общаться пока не готова, для этого требуется "загрузка системы". Если кто-то со мной заговорит, то уровень стресса повысится минимум до стадии 3.
Сенсорика: Тихая комната. Из сенсорных раздражителей только свет в окне.
Частота: Очень редко. Иногда несколько секунд сразу после пробуждения. Естественно, не по будильнику, и не от других шумов - в этом случая скачёк минимум до стадии 3.
Стадия 2.
Описание: Незначительные усилия.
Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности или неудобной позы. Видимые стереотипии начинаются уже с этой стадии.
Познание: Думаю о том, о чём мне нравится думать. Занимаюсь специальным интересом. Доступны любые когнитивные навыки. Я не занимаюсь ничем трудным или раздражающим.
Общение: Вероятно, я нахожусь одна. Доступны все коммуникативные навыки, но если начать общаться, то уровень стресса возрастет минимум до стадии 3.
Сенсорика: Тихая комната, сенсорные стрессоры сводятся к незначительным раздражителям (кто-то из родственников ходит по квартире, брякает посудой на кухне, гудение компьютера, "фоновая" музыка, которую специально включаю).
Частота: Время от времени, когда я занимаюсь специальными интересами или размышлениями об интересных мне вещах.
Стадия 3.
Описание: Умеренные усилия.
Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение, мышцы напряжены только в случае физической активности, неудобной позы или незначительной тревожности.
Познание: Может возникнуть кратковременная фрустрация (менее одной минуты), но доступ ко всем когнитивным навыкам продолжает сохраняться.
Общение: Вероятно, идет общение со знакомым человеком один на один, и разговор идет о нераздражающем предмете.
Сенсорика: Есть многочисленные незначительные сенсорные раздражители, но ни один из них не мешает мышлению.
Частота: Определенные периоды этого состояния в "хорошие" дни.
Стадия 4.
Описание: Высокий уровень усилий, низкий долговременный стресс.
Физическое самочувствие: Постоянная низкая тревожность. Вероятно, мышечное напряжение, вероятно, странная поза.
Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но уровень толерантности к фрустрации снижен.
Общение: Стадия может быть связана с беседой с несколькими людьми в тихой комнате. Все коммуникативные навыки доступны.
Сенсорика: Присутствует один или несколько умеренных сенсорных раздражителей.
Частота: Определенные периоды этого состояния в "хорошие" дни.
Стадия 5.
Описание: Умеренный стресс.
Физическое самочувствие: Постоянная умеренная тревожность. Возможно, мышечное напряжение. Возможно, незначительная физическая неуклюжесть.
Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но выносливость и толерантность к фрустрации сильно снижены.
Общение: Коммуникация становится более упрощенной, используется больше готовых сценариев разговора.
Сенсорика: Присутствует "навязчивый" сенсорный раздражитель (навязчивый звук или чувство холода), но на этой стадии я могу сравнительно легко переключать с него внимание.
Частота: Представляет собой наилучшие периоды "плохих дней" и наихудшие периоды "хороших дней".
Стадия 6.
Описание: Легкая сенсорная перегрузка.
Физическое самочувствие: Уровень тревожности возрастает. Значительно учащается сердцебиение. Чувство жажды. Возможно, мышечное напряжение, тремор или наоборот слабость в мышцах, повышенная потливость.
Познание: Высшие когнитивные навыки работают плохо. Возникают сложности с работой, которая требует большого объема кратковременной памяти. Возникают проблемы с переключением внимания. Возможны ошибки по неосторожности.
Общение: Способность к коммуникации относительно сохранена, но требует больших усилий. Желательно уклонение от общения на этой стадии.
Сенсорика: Становится трудно переключать внимание с "навязчивых" сенсорных раздражителей.
Частота: Происходит почти каждый день, как правило, на работе или после неё. Длится обычно не более часа, прежде чем начинается эскалация или уменьшение. Следует за интенсивными когнитивными усилиями или во время физической усталости.
Стратегия: Желательно уединиться. Если это невозможно перейти к выполнению рабочих обязанностей, требующих только механические действия.
Стадия 7.
Описание: Умеренная сенсорная перегрузка.
Физическое самочувствие: Высокий уровень тревожности. Добавляются чувство "сдавленности" в груди, чувство нехватки воздуха. Возможно, кисти руки становятся "ледяными" и приобретают синеватый цвет.
Познание: Высшие когнитивные навыки не работают. Часто возникает «ступор». Переключение внимания на этой стадии - очень сложная задача.
Общение: Можно выражать простые идеи без задержки. Но для выражения более сложных идей требуется время, т. е. возникают лаги в несколько секунд.
Сенсорика: Почти невозможно переключить внимание с "навязчивых" сенсорных раздражителей.
Частота: Происходит примерно раз в неделю, когда не получается предотвратить эскалацию стресса на стадии 6.
Стратегия: Единственное решение - уединиться (хотя бы периодически уединятся на несколько минут).
Стадия 8.
Описание: На грани истерики.
Физическое самочувствие: Тревожность зашкаливает. Ощущение комка в горле, чувство головокружения. Возможно чувство, что предметы нереальны или, что я на самом деле не здесь. Отчаянное желание "сбежать".
Познание: Невозможно планировать, рассуждать логически или решать проблемы. Невозможно выбрать из двух или более альтернатив. Сохраняется способность следовать простому, заранее составленному плану. Могу плакать, но на людях стараюсь это подавлять.
Общение: Любая коммуникация требует раздумий, и должна быть мысленно записана, прежде чем ее удастся произнести.
Сенсорика: Сенсорные раздражители "запутывают" внимание и с большой вероятностью приводят к эскалации до стадии истерики.
Частота: Примерно раз в месяц.
Стратегия: В идеале нужно отправиться домой. Но, как правило, это не возможно. В этом случае - обязательно где-нибудь уединиться и всплакнуть.
Стадия 9.
Описание: Тихая истерика.
Физическое самочувствие: Инстинктивное сворачивание в калачик, желание куда-нибудь "вжаться", например в диван. Возможно инстинктивное глубокое, громкое дыхание.
Познание: Невозможно думать рационально. Велика вероятность неконтролируемых рыданий.
Общение: Не способна сказать ни слова. Способна понимать речь. Но слова "что с тобой?", "что случилось?", "не расстраивайся ты так", "успокойся", "чего ты так реагируешь?" и т.п. с большой долей вероятности "тихую" истерику превратят во "враждебную".
Сенсорика: Сенсорное восприятие притупляется.
Частота: смотри стадию 10.
*Стадия 9 протекает без эскалации на стадию 10 только, если рядом со мной нет людей или присутствует только один близкий человек, который гладит меня по спине и периодически убирает волосы с лица, чтобы проверить плачу я или нет.
Стадия 10.
Описание: Враждебная истерика.
Физическое самочувствие: Добавляется дрожь во всём теле.
Познание: Попытки думать рационально, предпринимаемые для ответов на вышеперечисленные вопросы оказываются тщетными.
Общение: Любая коммуникация сводится к попыткам ответить на задаваемые мне вопросы, повторению одной или нескольких фраз, всхлипам, и воплям. В сильно "приставучих" с большой долей вероятности полетит первое, что попадётся под руку.
Сенсорика: Сенсорное восприятие обостряется. Раздражает все. Особенно другие люди, их вид, их голоса, их слова.
Частота: Истерики (стадии 9 и 10) в разные периоды в жизни имели разную частоту. В период учёбы в школе сравнительно часто, но думаю до 10 раз в год (помогали воображение и уход от реальности). В период учёбы в университете в среднем 4 раза в год. Как устроилась на первую работу - участились - за 5 месяцев 3 раза. За последние 30 дней на первой работе 3 раза. За Новогодние праздники - 10 дней - 1 раз. Пока искала работу - за неделю - 1 раз. Пока работаю нынешней работе (второй) за 6 месяцев - 2 раза. Эти подсчёты количества истерик не включают "рецидивы". Т.е. без "повторной истерики", которая происходит, например, на следующий день, т.к. я так и не "успокоилась" хотя бы до стадии 5.
***
Ещё скажу, что однажды созданную шкалу стресса необходимо время от времени модифицировать, так как с течение времени, взрослением, старением аутичные симптомы могут меняться. В моей жизни аутичные черты обострялись и ослаблялись с течением жизни.
***
Приведу примеры обострения аутичных симптомов, имевших место в моей жизни:
1. Перевод в другую школу.
Перед тем как я пошла в третий класс, семья переехала в другой город и меня перевели в другую школу. Для меня это стало огромным стрессом. Сложно описать словами, что я тогда чувствовала. Целый год... Дикая тревожность, сны переполненные тревогой, ощущение бетонной плиты на плечах. Каждый будний день - идти в школу. А там - всё не так, всё непривычно. Люди - не понятно о чём они говорят, что от них ждать. Сначала улыбаются, потом издеваются. Громкие звуки, голоса... Дикие проблемы со вниманием. Родители наряжали меня в ужасный, сковывающий движения, шерстяной пиджак и волновались исключительно о моих оценках, которые, естественно, ухудшились. Было тяжело. Думаю, в этот период моей жизни частота истерик была выше, чем упомянутые 10 раз в год.
2. Уход подруги.
Через год после перевода в новую школу у меня всё-таки появилась подруга, и я стала общаться с ещё двумя одноклассницами. После 2,5 лет общения все трое от меня отвернулись. После этого я 1,5 года развлекалась тем, что засекала, сколько времени я молчу, находясь в школе. Почти всё время вела себя "как глухая". Уговаривала себя, что мне никто не нужен, что мне и одной хорошо. Иногда успешно. Погрузилась в свой мир. Там мне было тепло и уютно. Но бывало грустно и одиноко.
3. Практика на 4-м курсе университета.
В период учёбы на физико-математическом факультете мои аутичные симптомы значительно ослабли. Но на 4-м курсе университета меня взяли как практиканта на ювелирный завод. И проблемы вспомнились. Режимное предприятие, в пригороде, далеко от города. Чувствовала себя там как взаперти. Ни с кем не разговаривала. (Только с начальником о том, что конкретно мне делать.) На обед ходила - садилась за отдельный стол. Почти всё время состояние было такое... На грани истерики. Ездила туда через день. Но и двух недель не выдержала. На пятый день сбежала. Сделала всё дома, написала сама отзыв, принесла начальнику на подпись и в университете сдала практику, получив 5-ку. И продолжила учиться на любимом физмате.
4. Трудоустройство.
После окончания университета, меня приняли в качестве программиста-стажёра во франчайзинговую фирму. В коллектив я не вписалась. Сидела тихонько за компьютером и что-то там ваяла. Что именно ни кому не было интересно, начальница только иногда (раз в две недели - месяц) подходила чего-нибудь говорила, что-нибудь спрашивала. А так... не человек - тень какая-то... Со мной даже конфетами не делились. Придёт кто-нибудь с конфетами, всем раздаст, а я сижу как глухая, пялюсь в свой монитор - и конфетки мне не достаётся. Работа была рядом с домом, так что я на обед домой бегала. Через какое-то время на меня повесили обязанность консультировать клиентов по телефону. Это был кошмар... Ступор стал моим постоянным спутником. Следующим шагом должны были стать выезды к клиентам. И тут я окончательно поняла, что это всё не для меня и убежала оттуда.
5. Принятие аутизма.
Узнав о Синдроме Аспергера, я стряхнула с себя неизбежно налипший "адаптационный мох". Возможно, стала выглядеть немного более аутично.
***
В заключении хотелось бы обратиться к аутистам и сказать следующее... Пожалуйста, берегите себя.