Экология северных рек: участники процесса, кто чего хочет и кто что признал/не признал. Основное
Nov 03, 2018 20:24
Написано для Дана Пивоварова, но раз уж написал - дам и сюда.
Тут сразу несколько линий. Я попробую каждую отдельно и кратко обозначить и пояснить
***** Главная проблема:
В реках севера Свердловской области есть тысячекратное превышение ПДК по меди и алюминию.
Медь поправляет УГМК, а алюминий вообще никто не поправляет (у УГМК нет алюминия, источник неопознан, а РУСАЛ, который единственный и занимается алюминием, от этого превышения открещивается, разбираться в вопросе отказывается - вот, прямо реально отказывается, мне по телефону, в том числе).
Между тем, алюминий крайне токсичен и от него заболеть или даже умереть ничуть не лучше, чем от меди.
*****
Вовлеченные в тему стороны: [Spoiler (click to open)] УГМК (в лице «Святогора») - производитель меди
РУСАЛ (в лице СУБРа) - производитель алюминия и немного меди
Анна Квашнина - директор ФГБУ Государственный заповедник «Денежкин камень»
Владимир Головкин и Виктор Ильин - депутаты Гордумы Североуральска
Евгений Ющук - ну, собственно, я.
*****
Взаимоотношения сторон, кто чего хочет и кто что признал/не признал:
На контакт идет активно, на мои вопросы отвечает по делу, но не всегда быстро. Иногда ответ приходит, когда я и без них все узнал уже.
Признала факт загрязнения окрестных речушек и ручейков медью. Признала взаимосвязь появления этой меди с работой Шемурского карьера.
Признала, что причина в том, что очистные спроектированы под теоретические объемы воды, которые ниже реальных и поэтому не справляются с фактическим паводком.
Не признала свою вину в ошибочном проекте - мотивирует тем, что проект делает не эксплуатант, а проектная и экспертная организации. И что эксплуатант не может отклоняться от проекта. Т.е. взаимосвязь со свое деятельностью признала, но не вину в ошибке проекта (вообще, похоже на правду, проектанты подтверждают, что это так).
Не признала свою вину в диких превышениях по алюминию - мотивирует тем, что в ее месторождении алюминия нет и не может быть (геологи подтверждают, что медь и алюминий не сопутствуют друг другу, в силу фундаментальных геологических причин)
Что дальше намерена делать? Расширять очистные по исправленному проекту, подчеркивая, что за свой счет исправляет чужие ошибки. Выделила на это миллиард рублей, работы уже ведет, срок улучшения в части утечек с Шемура, назван.
*****
///РУСАЛ///
[Spoiler (click to open)]Хочет и дальше добывать бокситы, обрабатывать их до состояния глинозема и делать алюминий.
Не признала вообще ничего, от своей роли в каком-либо виде открещивается, объяснить, откуда в воде дикое превышение по алюминию - категорически отказывается (я с ними общался, потому и говорю).
Их позиция примерно такая: «У нас все хорошо, наши отвалы не вредят никому, за чужое мы не отвечаем и даже знать про него не желаем и у горняков спрашивать не будем, ищите сами, что докажете - то докажете».
***** ///Анна Квашнина и Евгений Ющук (проще сразу по обоим рассказать)///
[Spoiler (click to open)]Первоначально Анна Квашнина была молодец. Это она публично показала, что Святогор «протекает» кислотой (сама по себе эта информация властям была известна, по ней работа велсь, как миниум, с 2017 года и к моменту публичной активности Квашниной уже был результат, но тем не менее).
Правда выглядит несколько странно, что когда 10 лет загрязнялась РУСАЛом Сарайная - ее это не интересовало, когда в 2017-м позеленела Тальтия - тоже. Не могла же такая экоактивистка и как бы защитница природы этого не знать. Но тем не менее.
В общем, через полтора года после события Квашнина забила во все колокола, и выглядела реальной защитницей природы. Утверждала, что ей надо признание УГМК своей вины в загрязнении и очистки рек и принятия мер по исправлению загрязнений.
03.10.2018 г. в Ельцин-центре собрала пресс-конференцию (тоже одобряю полностью). Именно там и выяснилось, что проблема с проектом есть, что она известна и государству, и металлургам, что ученые знают, что с этим делать, и что УГМК это исправлять будет. Вроде, на этом цель, которую Квашнина декларировала, достигнута: УГМК тему признала, и даже начала расширять очистные.
Ее на пресс-конференции это устраивало, недовольства там она не высказывала.
И тут вдруг Квашнина всего за полдня резко меняет точку зрения, опять требует какого-то признания вины УГМК (какого, если уже миллиард вкладывается - я не понимаю), затем вообще устраивает натурально провокацию с забором проб воды Росприроднадзором и далее ведет медийную атаку на УГМК.
Тут-то как раз появился в теме я, потому что мой журналист был на пресс-конференции, и мы затем спросили Квашнину в Фейсбуке, почему она через полдня на 180 градусов сменила точку зрения, но ответа не получили.
При этом она - госслужащий, а ведет себя как белоленточный активист, что заставляет внимательно присмотреться к ее словам и делам.
А потом еще я обнаружил, что Квашнина либо совсем отказывается говорить на тему алюминия в реках, либо пытается «повесить» алюминий на УГМК, хотя ей русским языком на ее же пресс-конференции, ею же приглашенный ученый сказал, что у УГМК в рудах алюминия нет, это не его алюминий. И я обнаружил, что у нее и ее мужа есть очень тесные и очень давние связи с РУСАЛом (с СУБРом).
Я стал копать, что же там на самом деле происходит, т.к. реки реально надо в порядок приводить, а налицо явные фейки, в которых нужно разбираться.
В ответ Квашнина попыталась обвинить меня в медийной атаке (это, кстати, ее стандартная форма реагирования: в 2010 году, когда у нее 3.5 тыс. гектаров в заповеднике сгорело с суммой ущерба 17 миллиардов рублей, она тоже рассказывала про медийную атаку на себя - это СМИ писали, как дело было, такая вот «атака»).
Ну, а я, как обычно, собираю и систематизирую фактуру. Вскрытие фейков и докапывание до правды по ситуации - моя специализация. Ну и показываю, что нарыл, конечно. Чиновнице это не нравится.
В теме появились совсем недавно. По сути, пытаются оседлать ее, как бы запрыгнув в последний вагон уходящего поезда.
Для этого ходят по ближайшим окрестностям отвалов, показывают, что вода там кислая (что уже известно, признано, и исправляется на деньги УГМК) - ну и пиарятся.
Про алюминий не разговаривают, как и Квашнина.
Скорее всего, попытаются сейчас показать, как они заботятся о людях (и пнуть мэра Североуральска), а потом расскажут, что это благодаря им очистные появились (на самом деле нет - скорее, благодаря населению Ивделя и отчасти Квашниной). Это, понятно, мои догадки.
Ну, а Квашнина пытается уцепиться за кого угодно, чтобы ее с работы не сняли по итогам моих изысканий. Бо, там всё у нее как госслужащей невесело развивается. Белоленточным активистам обычно трудно на госслужбе. Да и общественной работой в оплаченное из бюджета время заниматься не комильфо. Думаю, что так Квашнина и два депутата и нашли друг друга.
Уралинфрмбюро работает конкретно против УГМК, так что его в симпатиях к этому холдингу точно не заподозрить.
Ну, и когда будете видео смотреть - скорее всего, увидите, что активисты бродят в непосредственной близости от отвалов - на зеленой карте по этой же ссылке ручьи подписаны, Вам будет легче сориентироваться. Вероятнее всего, там Ольховка или Банная будет звучать - там жути можно нагнать, потому что есть небольшой участок леса прямо возле карьера, где реально кислота и деревья умерли.
Т.е., картинка для фильма ужасов годная, но тема понятная и в части меди ее уже исправляют.
А вот в части алюминия - никто не исправляет и, похоже, не собирается. И вот это - вообще трындец.