Запятые в заголовке расставьте по своему усмотрению, всё равно не ошибётесь. В этот раз на свет божий вылезла невозможность соблюсти закон, при этом закон не нарушив. Операторов по закону обязали начать записывать и хранить «голос» и данные своих абонентов строго на сертифицированном оборудовании, иначе - гнев богов и кары небесные. Этого самого сертифицированного оборудования в России физически нет, и его появление прогнозируется только на конец 2018, а то и далеко на 2019 год. Попытка употребить несертифицированную технику для своевременного исполнения его величества закона - административная ответственность и кары богов, см. выше.
Ситуация, однако!
Какое-то феноменальное невезение происходит у нас с этим «Пакетом Яровой». Постоянно вылезают абсурд, некомпетентность, несогласованность действий и общая беспомощность регулирующих органов в общем и «ответственных» чиновников в частности. Особенно умиляют интервью с высокопоставленными лицами, которые этак вальяжно вещают (вещали) про то, что «некоторые проблемы были, но мы их с операторами обсудили и обо всём договорились! Согласовали, и всё будет хорошо, не надо паниковать!». Ага-ага, «договорились» они, а спустя полгода министра и след простыл, выгнали. Новый министр, естественно, «за базар» своего предшественника не отвечает, с него и «взятки гладки». Впрочем, мы сейчас не о взятках, не подумайте чего плохого.
О том, как складывается обстановка сейчас, прекрасно написал «Интерфакс», почитать можно здесь. Написал коротко и по делу, цитата:
«В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.
Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.
Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора».
Вот только я не уверен в том, что сотовым операторам дали отсрочку на хранение именно пользовательского интернет-трафика. Логично было бы дать отсрочку на хранение всего трафика вообще или отсрочку на хранение только голосовых переговоров.
Сделай так - не знаю как!
Вот тут начинается самое интересное. Оказывается, удовлетворить мадам Яровую вместе с её пакетом операторы не в состоянии административно и технически, а вовсе не из-за собственной немощи. Уж не потому ли вдруг одарили операторов шубой-отсрочкой «с барского плеча»? Знает кошка-регулятор, чьё мясо съела! Почитайте статью в «Коммерсанте», хорошая возможность посмеяться. Цитаты:
«Положения «закона Яровой» о хранении содержания телефонных разговоров и переписки вступили в силу 1 июля, но легально исполнить требования операторы связи пока не могут. Проблема в отсутствии сертифицированного оборудования. Аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий планируется завершить только до конца года, а Минкомсвязь уже предупредила об ответственности за использование несертифицированных устройств.
Сертифицированных накопителей информации для хранения ее в рамках «закона Яровой» пока нет, следует из поступившего “Ъ” 2 июля комментария пресс-службы Россвязи. «На текущий момент в системе сертификации в области связи отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства накопления голосовой информации для оперативно-разыскных мероприятий»,- сообщили в ведомстве».
Судя по тексту в «Коммерсанте», отсрочка до октября операторов не спасёт, реально сертифицированное оборудование должно материализоваться только в 2019 году. Как такое могло произойти? Левая нога в Минкомсвязи понятия не имеет, что происходит с правой ногой в Россвязи? Очень я сомневаюсь в такой святой наивности. Рискну предположить, что сработал традиционный для России феномен «суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Любят у нас управляюще-контролирующе органы обложить «клиента» противоречивыми или заведомо невыполнимыми инструкциями-постановлениями, чтобы любое действие перевести в плоскость индивидуальной договоренности: захочу - запрещу, захочу - не замечу «нарушение», не хочешь договариваться - накажу, ты ведь нарушил в любом случае, нарушил если не своим действием, то бездействием. Если совсем уж не к чему придраться, то можно насмерть заволокитить, и «клиент» сам прибежит как миленький. Так согласовывают установку и запуск базовых станций, так у нас запускали MNP - примеров полно.
Так почему привычная схема не срабатывает в этом случае? На мой взгляд, основных причин две. Во-первых, самим операторам «пакет Яровой» не нужен, это только лишние, причём запредельные траты. Приняли закон и потребовали строго сертифицированное оборудование - молодцы! Тогда извольте сказать, где такое оборудование купить. Негде? Ну, извините, мы искренне хотели соблюсти закон. Увы, не можем. Во-вторых, цена вопроса. Здесь уже речь идёт о десятках миллиардов рублей инвестиций, и подход «запускайте из того что есть, потом сертифицируем и согласуем, как-нибудь договоримся» вряд ли уместен. А если не «договоримся»? А если через полгода сертифицируют, но не то, что уже установлено и работает? Немалые деньги в помойку? Я не специалист, но простая логика подсказывает, что на зыбкое «авось» в данном случае операторы не согласятся.
Что дальше?
Совсем отказаться от телеком-компонентов «пакета Яровой» вряд ли получится, слишком много усилий вложено в его продавливание заинтересованными людьми и/или организациями. И это почти наверняка не уважаемая госпожа Яровая, лично я не уверен в том, что она даже прочитала то, что предложила. Операторам, как я уже написал, реализация требований этого пакета - вообще только лишняя головная боль, и если найдутся объективные причины отложить и/или уменьшить финансовые последствия, то сотовики будут только рады. Минкомсвязи? Есть подозрение, что министерство в данном случае больше озабочено проблемой сохранить лицо и не оказаться крайним во всех этих разборках.
С другой стороны, не для того этот пакет готовили-разрабатывали, чтобы потом всё это дело спустить на тормозах или сократить до более-менее приемлемых масштабов. Всевозможный негатив в публикациях и общественный резонанс уже собрали, теперь даже терять нечего. Что могли, то уже на тему «Яровой» выказали, хуже не будет. Так что, скорее всего, рано или поздно реализуют этот пакет в полной мере, а мы с вами весь этот «праздник жизни» оплатим живыми деньгами и ухудшением качества связи за счет неизбежной экономии операторов на расширении и модернизации сетей.
Что касается функциональности самого «пакета Яровой» применительно к российскому телекому, то всё это уже было много раз обсуждено, и повторяться нет смысла. В том числе было обсуждено в наших публикациях на Mobile-Review. Если в двух словах, то это своего рода «машина времени» для компетентных органов.
По большому счёту, принципиальных отличий от действующей СОРМ-2 нет, сейчас тоже можно прослушивать все разговоры, читать переписку, отслеживать активность в интернете и т. п. Разница в том, что сейчас всё это мониторить реально можно только с того момента, как определённым «клиентом» органы заинтересовались и начали за ним следить.
После полноценного запуска «пакета Яровой» должна появиться техническая возможность «отмотать» время назад и, например, почитать переписку пятимесячной давности любого гражданина. Или послушать его прошлые телефонные разговоры. Для восстановления полной картины и истории событий, если в этом спустя какое-то время вдруг возникнет необходимость. Удобно и полезно? Безусловно. Только очень уж затратно по ресурсам и необходимым финансовым вложениям, увы.111
Сергей Потресов (sergey.potresov@mobile-review.com)
http://mobile-review.com/articles/2018/yarovaya-07-2018.shtml