Автор:
Александр Плющев Многие рассматривают интернет, главным образом, как огромный справочный ресурс. Знакомые выражения: «посмотреть в интернете», «поискать в интернете», не правда ли? Нет смысла рассказывать о
Google,
Yahoo! или
Яндексе, их знают практически все. Но помимо них есть интересные, полезные и забавные поисковые сервисы, о которых стоит рассказать.
Работу
Google и
Yahoo! теперь довольно легко сравнить. Для этого достаточно воспользоваться сервисом с не самым благозвучным для русского языка названием
GahooYoougle. Это, по сути, одна страничка, на которой есть строчка для запроса. Последний отправляется как
Google, так и
Yahoo!, а вот открывающаяся страничка результатов выглядит необычно. Она разделена вертикально пополам: слева располагаются результаты
Yahoo!, а справа -
Google. Это полнофункциональные страницы данных поисковиков с работающими ссылками. Так что вы получите не 10 результатов на страницу, а сразу 20, правда, многие из них будут повторять друг друга. Для пользователей, чьи IP определяются как российские этот сервис имеет особое значение. Локальные версии в России имеют как
Google, так и
Yahoo!, но последний работая с запросами из нашей страны, выдает, в первую очередь находки на русскоязычных ресурсах. Получается, что на одной странице будут результаты поиска, как в рунете, так и в Интернете. Впрочем, это касается только запросов, написанных латинскими буквами, в отличие от самих Yahoo и Google, их гибрид русского языка не понимает.
Однако ничто не мешает отправить запрос кириллицей на открывшихся «половинках».
Помимо поисковиков, существуют еще и метапоисковики, например
http://mrsapo.com, с помощью которого можно воспользоваться услугами нескольких десятков поисковиков, не загружая их страницы. К созданию этого сайта авторов подтолкнуло то обстоятельство, что ни один поисковик не может объять необъятное, которым уже является Интернет. Всемирная паутина, утверждают авторы, насчитывает 15 млрд. страниц, а поисковые системы индексируют максимум по 15% от их числа. Часто пользователь не знает о существовании специализированных поисковиков и пользуется каким-нибудь одним, в лучшем случае двумя. Здесь же проблему можно решить простым перебором вариантов. Как и в обычной системе, запрос вводится в специальное окошечко, а вот кнопки «искать» здесь нет. Вместо этого пользователю предлагается выбрать один из поисковиков, названия которых написаны на кнопках. После того, как вы нажимаете одну из них, на экране появятся результаты, которыми порадовала выбранная поисковая система. Если что-то не устраивает, можно нажать другую кнопку и так, пока нужный результат не будет найден, или не закончится весь список поисковых систем. Искать можно не только по словам, но и по изображениям, звуку и видео. Кроме того, поиск ведется в специализированных новостных или научных ресурсах. Для того, чтобы специализировать ваш запрос, нужно выбрать соответствующую ссылку в верхнем меню. В соответствии с этим меняется и список задействованных поисковых систем. Название сайта происходит от испанского слова sapo, что значит «жаба». Это земноводное - символ изобилия у индейцев майя и древних египтян. Таким образом, авторы намекают на изобилие результатов поиска, с помощью их услуги.
Метапоисковик
Dogpile выдает пользователю сводные результаты поиска четырех ведущих систем -
Google,
Yahoo,
MSN Search и
Ask Jeeves. Создатели
Dogpile ссылаются на собственное исследование, проведенное совместно с учеными из университетов Питтсбурга и Пенсильвании, согласно которому в среднем лишь 1.1% результатов поиска, показываемых на первой странице, у всех перечисленных систем совпадают, тогда как на уникальные результаты приходится почти 85%. По их логике, это значит, что, пользуясь одной или даже двумя машинами, человек многое теряет. В результатах поиска, которые показывает
Dogpile, наверху оказываются как раз не уникальные, а те, которые нашли все или большинство машин. Понятно, что это, скорее всего, и есть то, что искал пользователь.При этом под каждым результатом указывается, какими поисковиками он был обнаружен. Чем ниже по списку - тем уникальнее (что в этом случае, как правило, не несет никакого положительного оттенка) результат. Но самое интересное - визуализация всего этого действа на страничке
http://comparesearchengines.dogpile.com. Пользователь видит три пересекающихся между собой круга. В них будут отражаться первые страницы результатов на
Google,
Yahoo,
MSN Search, по желанию любой из них можно сменить на
Ask Jeeves. Когда пользователь вводит запрос, он видит точки на кругах. Они располагаются на них в зависимости от того, сколько машин их нашли. Уникальные помещаются в области, принадлежащие только этим кругам, если слово найдено двумя машинами, то вы найдете результат на области наложения этих двух кругов, ну а те, что обнаружены всеми, будут располагаться по центру. Наведя мышку на каждую точку, можно посмотреть, что именно было найдено, ну а клик по этой подсказке приводит к загрузке обычной страницы результатов в новом окне. Попытки оптимизировать и суммировать результаты работы основных поисковиков предпринимаются неоднократно, но переключить на них внимание сколько-нибудь ощутимого количества людей пока не удается. Впрочем, кому-то может понравиться и такой вариант поиска, хотя бы из-за симпатичной собачки - символа Dogpile
Если вы часто пользуетесь поиском, возможно замечали, что искомое обычно находится на одних и тех же ресурсах и список их не так уж велик. Вместе с тем, в результатах поиска вы часто получаете много ненужных ссылок, «шелухи», на которую тратится ваше время. Идея повышения эффективности поиска и его персонализация под клиента лежит в основе сервиса
Rollyo. Пользователю предлагают, ни много, ни мало, создать свой собственный поисковик. Для этого нужно зарегистрироваться, придумать название вашей поисковой машины и указать те ресурсы, по которым она будет искать, не более 25 штук. При этом надо иметь ввиду, что принимаются только домены, например,
www.vedomosti.ru, причем, любого уровня, то есть
http://echo.msk.ru тоже годится, а вот отдельные страницы сайтов, как-то
www.cnn.com/politics указывать бесполезно, система проигнорирует все, что написано после слэша («/»). С русскоязычными сайтами никаких проблем не возникает, указывайте их смело: система корректно ищет и отображает результаты. Вот и все, можете приступать к поиску. Конечно же, никакого собственного поисковика вы не создаете. Искать все равно будет
Yahoo!, но только на тех сайтах, которые вы указали. Выражаясь языком автовладельцев, это тюнинг серийной машины, в данном случае поисковой. Если продолжать эту аналогию, представьте, что вы настраиваете автомобиль на то, чтобы он мог ездить только по определенным, но зато абсолютно пустым дорогам. Еще одна примечательная особенность этого сервиса: по умолчанию созданный вами поисковик становится публичным, хотя можно и скрыть его, оставив только для собственного пользования. На сайте можно воспользоваться и чужими поисковиками, достаточно кликнуть по его названию, чтобы узнать по каким сайтам он ищет. Внешне персонализация выглядит очень привлекательно, в прямоугольничке выбранного поисковика пользователь видит имя автора и его фото, если он, конечно, потрудился туда их поместить. Удобство этого сервиса спорно, оно ощущается в тех случаях, когда вы знаете, что искомое найдется на тех сайтах, которые обозначены в поисковике. Но все-таки время от времени жизнь заставляет автомобилиста направлять своего четырехколесного друга не по привычному маршруту, что не так уж и плохо: проезжая незнакомыми дорогами, мы часто открываем для себя что-то новое и, бывает, полезное.
Источник: Эхонет Статья Google без секретов (операторы Гугла в практических примерах)
Статья «Кадровая дилемма в конкурентной разведке:
«Маркетологи» или «Безопасники» На главную страницу сайта
Ющук Евгений Леонидович. "Конкурентная разведка" Ющук Евгений Леонидович. "Невидимый Интернет" Открытый
мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича.
Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR
в живом эфире". В порядке ответа на "Черный список",
автор которого Кузнецов Сергей Валентинович