Если блогеры извинятся, бизнесмен прекратит их судебное преследование. В новом медиапространстве идет настоящая война с потерями, которые пока никто не в силах оценить. С чего она началась и что показала бизнесу, а также сторонним наблюдателям?
О волшебной силе YouTube Олег Тиньков узнал чуть больше года назад. Он был в шоке. Неизвестный ему Амиран Сардаров, ведущий канала «ДневникХача» попросил своих подписчиков в Instagram забросать Тинькова хэштегом #ДайХачу - в данном случае речь шла об интервью. Как говорил позже сам Тиньков, он поставил условие:
- Чтобы он отстал, я сказал: «Если мне сделают 10 тысяч подписчиков за месяц...»
- За месяц, да, 70 тысяч, а было 56 тысяч.
- Да… «то я тебе дам». Я был в шоке, когда это произошло. За один день подписалось 15 тысяч, и я понял две вещи: я пропустил какую-то революцию вокруг меня - есть «Дневник хача», есть блогеры. На глазах случилась революция. Я офигел, насколько новые и социальные медиа, и эта революция случается на наших глазах.
Эту историю Тиньков рассказывал уже на своем канале «Бизнес-секреты», пригласив туда Сардарова. Все начали ходить в гости друг к другу: Тиньков к Хачу, Хач к Тинькову, потом оба по очереди к Юрию Дудю. И тут грянуло. На вопрос Дудя о самом невероятном рекламном предложении Сардаров ответил:
- Тиньков. Чтобы я разрезал свою карту «Альфа-банка» и завел сразу его.
- И сколько он предлагал за это?
- 1,5 млн или 2 млн.
- Почему ты отказался?
- Потому что это выглядит как проституция.
Позднее Олег Тиньков на разных площадках будет утверждать, что такого предложения Сардарову он не делал, что предлагал заработать блогеру много денег, если с его помощью раздаст много карт. В одной из своих трансляций в Periscope Олег Тиньков скажет:
«Мы с тобой не договорились по деньгам. Ты сказал, что тебе мало. Я сказал: «Ну, мало, так мало». Ты же сказал: «Я не стал с Тиньковым договариваться, потому что я так люблю «Альфу». Ты сказки хоть там не рассказывай. Не позорься. Они все, блогеры, за бабки маму родную продадут».
Это было в апреле, а в августе на канале «Немагия» вышло 44-минутное видео, в котором блогеры критикуют «Тинькофф-банк» и самого Олега Тинькова. «Немагия» выступает в своей особой стилистике, которая очень многим справедливо кажется не просто оскорбительной, а неприемлемой.
Тиньков реагирует, начинает атаку на «Немагию» и требует запретить распространение видео. Вмешивается создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров, он просит у 6 миллионов своих подписчиков максимального репоста ролика «Немагии».
У Тинькова с Дуровым свои счеты. Когда Telegram в России был под угрозой запрета, банкир демонстративно удалил мессенджер Дурова. Призыв создателя Telegram и «ВКонтакте» взрывает медиапространство. Далее Тиньков подает на блогеров из «Немагии» в суд, а потом в квартире одного из них проходят обыски.
YouTube начинает бунтовать: один за другим блогеры рассказывают о том, как Тиньков предлагал им деньги за то, чтобы они на своих каналах раскритиковали «Немагию», при этом так, чтобы это было похоже на их собственную позицию. Другими словами, банкир пытался купить нативную рекламу, утверждали блогеры и в знак протеста наоборот демонстративно резали карты «Тинькофф-банка». Их всех оскорбила фраза Тинькова «блогеры за бабки маму продадут». Обидевшись на это, некоторые блогеры публично расторгли долгосрочные рекламные контракты с банком, пообещав вернуть часть уже полученных денег.
Наблюдатели тут же заговорили о сплоченности представителей YouTube, о том, что друг друга они с упоением поливают грязью, но при угрозе извне они сплотятся. В принципе, готовность противостоять общему врагу русскоязычный YouTube уже доказал, когда судили блогера, ловившего покемонов в церкви. Но почему в этот раз они так массово и так внезапно в августе-сентябре обиделись на фразу, брошенную Тиньковым в апреле?
Олег Тиньков обвинил в атаке на свой бизнес «Альфа-банк». Не похоже ли это действительно на заказную кампанию? Нет, уверен основатель агентства Wildjam Ярослав Андреев, более известный как Эльф-торговец.
Ярослав Андреев основатель агентства Wildjam «Брошенную фразу никто не заметил. Она спокойно лежала в интернете, потом на нее обратил внимание один из блогеров и сделал ролик. Потом на нее внимание обратил второй блогер и сделал ролик. На это внимание обратил еще следующий блогер, и пошел снежный ком. А снежный ком постепенно же растет. И опять же, понимаете, тут же вопрос не в самом ролике, а вопрос в реакции. Олег Тиньков начал реагировать. Если бы он не отреагировал, либо он отреагировал позитивно - извинился бы, сказал, что он имел в виду не то или что-то еще, а он начал реагировать в немного агрессивной форме, что стало провокацией для других блогеров».
Нужно пояснить, что агентство Wildjam продает рекламу в блогах. Компания Эльфа-торговца работает, в частности, с блогером Николаем Соболевым - одним из тех, кто публично разрезал карту «Тинькофф-банка». Однако и Александр Балковский - сооснователь агентства Z-Agency, в которое входит Амиран Сардаров, - тоже не видит в единстве блогеров спланированной атаки на банкира, но, как говорят в YouTube, «это не точно».
Александр Балковский сооснователь агентства Z-Agency «Вот это пространство медийное пока еще далеко от цивилизации, поэтому очень тяжело подсчитать, проанализировать, что там есть правда, а что там есть ложь, что там есть хайп, и кто за счет кого пропиарился, кто кому заплатил».
Этим летом «Тинькофф-банк» спонсировал проведение самого громкого события в русскоязычном YouTube - баттла Oxxxymiron против Гнойного. Победил второй - рэпер, представляющий, с позволения сказать «творческое объединение» под названием «Антихайп». Олег Тиньков сегодня как никто другой понимает значение этого нового для многих слова.
https://www.bfm.ru/news/364908