"Предприниматель, который не разделяет деньги свои и деньги бизнеса, забирает со счета, когда ему нужно, не очень четко понимая, какая вообще добавленная стоимость создана бизнесом. Он выполняет менеджерскую работу, при этом трудится куда больше, чем типичный управленец, но все или почти все проедает. А если остатки на счетах растут, то он просто наращивает собственное потребление: более дорогая недвижимость, машины, отдых и т.п. Мол, я же бизнесмен, я должен в джакузи лежать и ездить на лимузине.
На самом деле, если ты какую-то «движуху» создал, но у тебя нет добавленной стоимости: деньги есть, а именно добавленной стоимости нет, то нет у тебя и никакого бизнеса. Нет ценности у того, что ты делаешь.
Ты, по сути, просто управленец с широкими полномочиями. Это, бывает, приводит к плохим последствиям. Я часто наблюдаю у клиентов, у знакомых - однажды слишком много денег изъял из оборота, получил кассовый разрыв, пришлось брать кредит, и пошло-поехало.
Ты как предприниматель работаешь на добавленную стоимость, на зарплату работает служащий. И твоя задача - дойти до ситуации, когда у тебя зарплаты нет.
Почему это важно, даже если денег твой бизнес генерирует много, и тебе хватает? Потому что никогда ты не сможешь добиться роста своего бизнеса, никогда малый бизнес не станет средним и, тем более, большим, если ты не научишься отделять свои интересы от интересов компании, свой кошелек - от кошелька компании. Со временем осознаешь, что бизнес живет сам, и в моменте его интересы могут не совпадать с интересами владельца.
Сначала ты меняешь свое мышление и отношение к деньгам, людям, времени, потом растет твой бизнес. И только так.
Вопрос в том, как к этой ситуации себя привести? У технарей есть в этом плане очень показательные понятия: «инженерная теория» и «инженерный навык». Теория - это когда ты понимаешь, как решать уравнение, тебе показали формулу и говорят: «Смотри, уравнение надо решать так. Понятно?» - «Понятно». А навык - это особое видение, которое формируется на практике. Пока ты не решишь, условно, 200 уравнений, у тебя навык не закрепится. Мне кажется, тут как-то так же. Рост компании - это путь принятия финансовых решений, которые зачастую противоречат твоему личному кошельку в моменте, но полезны бизнесу. Сделай так раз, два, три, а дальше, глядишь, и добавленная стоимость возникнет.
На меня в этом плане решающее влияние оказал разговор с известным инвестором Сергеем Белоусовым, который очень много бизнесов развил и понимает принципиальные моменты в бизнес-мышлении. Когда зашла речь про деньги, я сказал, что мне вот как-то пофиг на деньги в целом, пока хватает.
Мол, у меня нет цели много заработать, пусть старается тот, кто хочет себе дорогие машины или дома.
В ответ он привел отличный пример.
Вот представь, ты занимаешься спортом. В спорте критически важна амбициозность, соревновательность. Там нельзя не ставить целей и просто тренироваться. И здесь то же самое: деньги, которые появляются как в добавленная стоимость в компании - это очки, метры и секунды. Ты не можешь потратить их в магазине, и не ради магазина это делается!
Ты измеряешь ими свой профессионализм. Не размером дома, не маркой машины или ценой наручных часов, а именно вот этим - созданной тобой и востребованной обществом добавленной стоимостью. И как только ты это поймешь и прочувствуешь на практике, тогда ты и станешь предпринимателем. "
Евгений Кобзев,
Сооснователь и директор сервиса для предпринимателей "Кнопка"
Источник -
Деловой квартал Фото:
Интермонитор