Елена Ларина в материале:
"АНБ глазами блондинки. Пост крайний. На темной стороне силы." "...для Больших Данных важны не фамилия, имя, отчество человека и т.п., или как принято говорить - персональные данные, а набор признаков и характеристик этого человека, как некоей единицы, включаемой в ту или иную группу.
Один из мировых авторитетов в сфере теории сложности и синергетики Георгий Малинецкий недавно сказал, что только 23% данных носят осмысленный для человека характер и лишь 3% из них реально используются при решении тех или иных практических задач. Самое главное в этих цифрах состоит в том, что человек думает, а машина считает. Соответственно, информация, бросовая для человека оказывается вполне пригодной для машины. Большие Данные включают не три, и даже не двадцать три процента, а с гораздо большую долю структурированной и неструктурированной информации. По оценке экспертов IBM она в настоящее время доходит до 50%, а в перспективе возрастет до 75%.
Что могут дать Большие Данные? Приведу только один хрестоматийный пример. Крупная американская торговая компания Target сформировала огромную базу данных покупателей и покупок . Аналитики компании выделили часть базы со списком покупательниц, о которых известно, что у них уже родился ребёнок, и стали изучать, чем отличаются покупки, которые они делали до беременности, от покупок во время вынашивания ребёнка.
Оказалось, что в первые двадцать недель беременности многие покупают минеральные пищевые добавки. Другой признак: они начинают приобретать вату и мыло без запаха в куда больших количествах, чем прежде. Если несколько подобных признаков совпадает, то вероятность того, что покупательница беременна, очень велика. А значит, можно бомбардировать её рекламой и скидочными купонами на товары для новорождённых.
Точность метода оказалась настолько высокой, что едва не привела к скандалу. Компания стала получать жалобы от обескураженных родителей, не понимающих, почему магазин предлагает их несовершеннолетним дочерям скидки на пелёнки и кроватки для грудничнов. Оказалось, что алгоритм Target заметил беременность раньше родственников.
В АНБ на сегодняшний день сформированы аналитические алгоритмы и написаны программы, позволяющие осуществлять анализ и прогноз в самых различных сферах и видах деятельности для различных стран, социальных и этнических групп и т.п. По сути АНБ представляет собой сегодня Базу Баз Больших Данных с соответствующими программными средствами ее переработки. Именно для этого сейчас в Юте заканчивается строительство огромного Data Центра. Именно поэтому, несмотря на все разоблачения Сноудена, Американский Конгресс при всей непростой финансовой ситуации США беспрекословно финансирует программы АНБ, а Барак Обама готов защищать АНБ от любой критики с совершенно неординарной жесткостью.
Хорошо известно, что маркетинг, в конечном счете, представляет собой методы принуждения к потреблению. Иными словами, современный, привычный для жителей разных стран мира маркетинг - это не что иное, как программирование их поведения. Большие Данные позволяют осуществлять это программирование с невиданной прежде эффективностью. Кроме того, они дают возможность расширить сферу программирования поведения с потребительской сферы на любые другие.
Представляется, что перспективная ключевая задача экосистемы АНБ - это отнюдь не индивидуальная слежка за пользователями интернета. Это слишком мелко для многомиллиардных расходов. Задача стоит гораздо более масштабная. Крупнейшая в мире фабрика по обработке Больших Данных является одним из двух важнейших элементов создания системы управления поведением сколько угодно больших групп населения самых различных стран мира".