Как показывает мой опыт, понимание "Пирамиды Маслоу" - сродни тесту на абстрактное мышление и на умение видеть стратегические модели за нагромождением частностей. Причем не только видеть, но и использовать их на практике - поскольку понимание "Пирамиды Маслоу" дает ключ к разрешению многих ситуаций в свою пользу.
Специалистам конкурентной разведки, несомненно, будет полезен материал Игоря Тишкина, в котором "Пирамида Маслоу" подана так, как она и должна подаваться практикам - в качестве инструмента планирования действий, в которые вовлечены люди.
Игорь Тишкин. "Социальные кнопки и пирамида Маслоу: какие потребности удовлетворяют пользователи социальных сетей"
Источник:
сайт Игоря ТишкинаИнфографика -
отсюда.
Мы можем легко предположить, что причины, по которым пользователи лайкают и репостят материалы в социальных сетях, лежат в области психологии. Маркетологам всегда хотелось понять пользователей, раскрыть «крепкий орешек» мозга потребителей и заглянуть в их нейроны, чтобы составить формулы, по которым можно безошибочно написать успешное рекламное объявление или статью, которую прочитают миллионы людей.
За основу потребительского поведения маркетологи одно время брали пирамиду Абрахама Маслоу (которую, кстати, ему ошибочно приписывают), затем отвергали как ничего не объясняющую в покупательских предпочтениях. Сегодня, я думаю, самое время вспомнить учение выдающегося американского психолога, поскольку его набор потребностей человека может объяснить именно поведение пользователей в Сети с точки зрения интереса к контенту и предпочтений для передачи на показ своим друзьям, френдам и подписчикам.
Физиологический
Это самый базовый и большой уровень в пирамиде, он лежит в основе всего и является самым широким в модели, предложенной известным психологом. В неё входят потребности: в еде, воде, в сне, приюте и тепле. Этот и следующий уровень представляют собой наиболее «приближенные к земле», физические потребности. Поэтому на него надо ориентироваться тем маркетологам, чьи продукты удовлетворяют потребительские потребности в еде и других базовых вещах.
Например, если вы владелец ресторана или маркетолог в продуктовом производстве, вам помогут, вероятно, картинки с красивыми тортами, пирожными и сырами. А также поваров и изображение методов приготовления пищи, инфографика рецептов.
Разумеется, лучше всего для размещения картинок и статей на тематических порталах, формулах и в блогах для максимального охвата целевой аудитории.
Безопасность
Уровень безопасности включает в себя: защиту, исправность вещей и техники, закон, работу, здоровье. Сюда же входит и заработок, средства для жизни и пропитания. Поэтому тема заработка, работы, всё что связано с поддержанием жизни на определенном уровне, выход из-за черты бедности и достижение материального достатка - всё здесь.
Конечно же, к этим ценностям могут свободно апеллировать страховщики и производители систем безопасности. А также производители любой техники, как бытовой, так и сложной инженерной продукции, если они заботятся о безопасности клиентов.
Любовь, принадлежность, социализация
Сейчас поднимаемся на уровень выше, с физических потребностей переходим на уровень коммуникации. Сюда входят дружба, любовь и интимные отношения. По Маслоу, люди нуждаются в принадлежности к какой-либо социальной группе, они хотят быть понятыми и принятыми в определенных кругах общества, человек остро нуждается в общении, друзьях и коллегах.
Обычный человек, принимая решение, прислушивается к чьему-либо мнению, будь это эксперт в какой-то области, доктор или близкий друг. Это как раз та самая черта, которая толкает пользователей вступать в группы и подписываться на страницы в социальных сетях. Если ваши друзья поделились интересной ссылкой, то велика вероятность, что она вам тоже понравится, и вы сделаете репост интересного материала.
Эта концепция, пожалуй, и легла в основу бизнеса Groupon, ставшего пионером целого направления купонных порталов. Чем больше народу приобрело товар, особенно если они ваши друзья или знакомые, тем выше они в вашем списке предложений и, соответственно, тем больше у вас доверия к предложению.
Уважение, почтение
На этом уровне, после того как человек удовлетворил свои физиологические потребности, обеспечил безопасность и вступил в приемлемое сообщество, у него возникает необходимость добиться чего-то в этом самом сообществе. Достичь каких-то высот и завоевать уважение, получить почёт со стороны общества, «уважуху» от членов рабочего коллектива. Поднять свой статус.
Профессиональный рост, учёба и курсы повышения квалификации, абонемент в фитнес-клубе и участие в делах Церкви, - всё это на уровне получения одобрения со стороны общества и противоположного пола.
Эта потребность оказывается наиболее частым мотиватором для продвижения в каких-то сообществах, завоевания «кармы», получения статуса «эксперта» на форумах, написания обзоров для тематических изданий и вовлечения в голосования. Каждому хочется, чтобы его голос был услышан, к его мнению прислушались.
Грамотно работая с «лидерами мнений», экспертами, привлекая евангелистов на свою сторону, заигрывая с фанатами и собирая фанов продукции, вы сможете заметно увеличить количество участников группы и запустить «вирусную кампанию».
Можно также мотивировать пользователей получить сертификат, принять участие в профессиональном конкурсе и завоевать медаль.
Вы можете пойти дальше и предложить специалисту выступить экспертом по какому-то вопросу и выразить мнение, которым можно будет поделиться в сообществе и которое процитируют многочисленные блогеры.
Самоактуализация
Призвание, духовность, творчество, личностный рост - все здесь, на этом уровне.
Нажимая кнопку «самоактуализация» в психике человека, вы можете мотивировать его на прохождение тренинга, запись на курсы интернет-маркетинга и т.д.
Этот уровень хорошо действует в паре с предыдущим уровнем. Если вы правильно подберете в психологический коктейль оба уровня, то отлично сработает мотивация «стань лучшим» как «высший волшебный пинок» в сфере развития пользователя и его личностного роста!