Для уральцев. Отчет о встрече с Полпредом Винниченко 12.11.2010 г.

Nov 12, 2010 23:59

Сегодня побывал на встрече полпреда с руководителями СМИ Уральского Федерального округа. Был как эксперт по работе с информацией в Интернете и одновременно блогер.

Руководители СМИ приехали буквально со всего округа. Поскольку встреча не носила характера пресс-конференции, а была позиционирована как встреча без галстуков, проходила она вечером и практически за городом - в Малом Истоке.

Я не знал, куда точно ехать, а потому машину оставил в городе неподалеку от резиденции и воспользовался микроавтобусом, на котором ехали те, кто не стал пользоваться машиной. Когда все собрались, приехал Полпред Винниченко.

В зале, где мы собирались, горел камин. Горел - это не только эстетическая категория, но вполне себе инфракрасно-жаркая. Стул, на котором сидел хозяин приема, был ближе всех к этому грилю, и нас охватило легкое беспокойство.



Операторы тут же взялись за настройку аппаратуры. Им терпеливо помогал...




нет, не Полпред (он в тот момент еще не приехал) :)



Однако каминное дело в России находится на высоте. Я это теперь точно знаю, после того, как открыл для себя существование стеклянных экранов для камина :)

О чем говорили.

Сначала речь зашла о том, что журналистов в России надо защищать от насилия больше, чем остальных людей, поскольку журналисты - особая категория. Думаю, что такая точка зрения вполне естественна для журналистского сообщества. Это было поддержано и Полпредом.
Николай Винниченко сказал, что сейчас - когда эта тема, в связи с трагическими событиями, активно обсуждается, в том числе на уровне Первых лиц страны, надо журналистам внести предложения по мерам нормативного урегулирования защиты журналистов, как они их видят.



Я вмешался в обсуждение и сказал, что, возможно, это и так, но в Интернете звучит и еще одна точка зрения. Она заключается в том, что суммы взыскания по искам о защите чести и достоинства, чаще всего, смехотворны. Что позволяет журналистам нередко глумиться над людьми, а уж несложным искусством написания опровержений, которые не лучше оспоренного текста, овладели многие. И это, вполне возможно, порождает у людей желание решать вопросы внеправовыми методами и на внесудебных площадках.

Я сказал, что, на мой взгляд, журналист имеет очень серьезную власть. И что меры по его защите должны быть. Но одновременно они должны уравновешиваться и серьезной ответственностью. Когда журналист будет знать, что ему грозит миллионный иск, который может быть удовлетворен, он сто раз подумает - хватит ли у него денег на оплату штрафа за некорректно поданную информацию.

Николай Винниченко отметил, что сумма иска по чести и достоинству сейчас действительно недостаточна. Иски часто не удовлетворяются в полном объеме. Судья устанавливает суммы компенсации, исходя из субъективных критериев. И у нас не как в Америке - когда иск такого рода способен кого-то разорить, что служит мощным сдерживающим фактором. Нужно изменение подхода.

Мнения журналистов по этому поводу разделились. Часть согласилась со мной, часть сказала, что небольшие региональные СМИ имеют очень маленькие бюджеты и просто разорятся в таком случае. Часть - что бывает такое, когда фигурант публикаций идет на преступление после нескольких своих проигрышей в суде.
Прозвучала и информация, что Верховный суд уже сказал (по-моему, минувшим летом) о том, что надо увеличивать суммы взысканий по искам такого рода.

Затем прозвучала мысль, что есть противоречие между Трудовым Кодексом и Законом о СМИ в части увольнения руководителей СМИ.

Затем перешли к вопросам промышленности. Полпред сказал, что уровень валового продукта в регионе (если не ошибаюсь, то по итогам 9 месяцев этого года) показал рост 15%. А в Тюменской области 31%. Но нет коренного перелома. Модернизация производства системно не проводится. 19 лет, в среднем, не обновляется оборудование. А в 90-е этот показатель составлял 11 лет.

Полпред рассказал и о проблемах, которые я бы охарактеризовал как очковтирательство. Например, Полпред Винниченко рассказал о том, что ВУЗы отчитывались наличием малых предприятий. Все было красиво (в отчетах). Но полпредство посмотрело отчеты по налоговой - а там нули.

Затем была моя очередь задать вопрос. Я задал тот, который прозвучал в блоге Вадима Булатова (vadimb ). Я сказал, что существует мнение, что для уменьшения бюджетных расходов в школах оставят всего 3-4 предмета бесплатно. А остальное будет платным. И спросил, так ли это?

Полпред ответил, что Президент и министр образования уже неоднократно ответили, но он готов рассказать это еще раз.
Николай Винниченко рассказал, что идеология называется «Наша новая школа». Государственный образовательный стандарт остается в полном объеме - и по часам, и по набору предметов. И даже будет несколько увеличен, по сравнению с сегодняшним. Его уменьшать нельзя.
Изменение касается двух обстоятельств.

1. Школе будет разрешено перебрасывать деньги с одной статьи бюджета на другую. Как объяснил Николай Александрович, проблема переброски денег со статьи на статью - одна из самых сложных. Приходится тратить очень много времени на получение согласия на такую переброску. Теперь она будет разрешена. Но - с ограничением, указанным в следующем пункте.

2. Администрация школы принимает решение о том, что профинансировать больше, а чего меньше (сверх стандарта) не совсем самостоятельно, а с оглядкой на мнение родителей. Родительские комитеты получают возможность влиять на эти процессы. Но решение - все равно за администрацией школы.

Я спросил - что будет, если какой-то родительский комитет решит свести все к двум урокам в неделю и купить хрустальную люстру, например. Мне ответили, что люстра - это можно, но только после финансирования предметов, и только тогда, когда администрация примет такое решение, предварительно получив мнение родителей учащихся.
И еще, теперь разрешены будут дополнительные услуги за деньги. На самом деле, и сегодня в приличных школах дополнительно оплачивают сверхнормативные занятия, но сегодня за это наказать могут. А теперь оплачивать сверхнормативные занятия будет разрешено официально.
На этом мое время задавать вопросы истекло. Каждый мог задать только один вопрос.

Далее обсуждался вопрос взаимодействия УрФО с Украиной. Было сказано, что есть серьезная ностальгия по возобновлению утраченных связей с Украиной. Причем, в обеих странах. Что в чем-то в Украине повторяют наши ошибки, и наш опыт, в том числе, опыт 90-х, поэтому им полезен.
В Украине есть месторождения, которые местными силами не востребованы. Есть и предприятия, которые можно возродить и сделать рентабельными - это касается и тех, что включены в цикл переработки полезных ископаемых. И еще говорилось, что в Украине серьезное присутствие китайского капитала во многих инвестиционных проектах.

Был поставлен вопрос, связанный с ЖКХ. Потому что тарифы растут, а качество - или не растет, или растет несопоставимо мало.
Не только «оппозиционные депутаты» в курсе, что в ЖКХ все совсем не так хорошо, как хотелось бы. Полпред по этому поводу также высказался.
Прозвучало, что одна из, пожалуй, главных задач - ликвидировать посредников.

Николай Винниченко привел пример одной структуры в ЖКХ (он не стал называть ее), которая ежегодно банкротится, ежегодно возрождается - и продолжает работу.
Сказал, что надо усилить материальную ответственность за ситуации, когда кто-то разморозил систему, при том, что ему нормально заплатили клиенты.

Прозвучала и проблема с водоснабжением после засушливого лета. Областные власти, по словам Полпреда, прилагают серьезные усилия, чтобы не возникло проблем, которые ощутит население.

Прозвучало, что губернаторы стараются на уровне муниципальных образований создавать группы единомышленников, которые бы работали слаженно, не допуская провалов в работе коммунальных служб.

Прозвучало, что нередко ТСЖ создаются непонятно кем и непонятно с какими намерениями, что в результате периодически население страдает от недобросовестных организаторов ТСЖ. И что создание ТСЖ надо оспаривать, если они созданы незаконно.

Есть и очень дорогостоящая (на десятки миллиардов) проблема - как ввести приборы контроля и учета, и при этом не за счет людей.
Полпред особо отметил, что во властных структурах все осознают степень угрозы для социальной стабильности, если не решить проблемы коммуналки. И что теперь важно довести это осознание и до тех, кто работает на местах, чтобы они это тоже осознавали, и начали таки работать нормально.

Прозвучала также история о том, как Николай Винниченко, еще работая в правоохранительных органах (по-моему, в самом конце 80-х) нашел рисунки Филонова и вернул в Россию. В Википедии этот эпизод отражен так: «После выставки художника в музее центра Ж. Помпиду в Париже, в конце 1989 - начале 1990 гг. Филонов получает признание, как один из классиков искусства XX века; современным искусством, образно говоря, Филонов взят на прикол. На этой же выставке выяснилось, что шесть экспонируемых рисунков Филонова были украдены из Русского музея, и их вернули».

Николай Винниченко рассказал, что рисунки обнаружили в музее Помпиду, и некоторые эксперты пытались убедить правоохранительные органы, что хищения не было. Дело в том, что Филонов писал в очень сложной манере, и считалось, что подделать его рисунки невозможно или очень трудно. Но, как выяснилось, нашелся умелец, который с этой задачей справился. Хотя подделка была очень искусной. Россия официально обращалась тогда к Франции, и Франция вернула картины в Россию. Сейчас они выставляются в Русском музее.

Обсуждалась и тема казачества. Реестровое казачество - т.е., поставить казачество на службу государства - это правильно или нет? Некоторые журналисты считали, что вряд ли это получится. Вспоминали, что в Тюмени ставили станицы, выделяли деньги на подъем казачества. Закончилось это тогда ничем.
Полпред ответил, что Оренбургское казачье войско - переместило ставку в Свердловскую область, и что руководит им сейчас бывший Командующий внутренними войсками. И ставить казачество на службу государства все же надо.
Тогда журналисты обратили внимание на то, что ДОСААФ в результате может потерять. Хотя ДОСААФ все еще имеет и базу, и профессионалов, он не только не развивается, но теряет позиции. Винниченко сказал, что неправильно считать, будто казачество «конкурирует» с ДОСААФ, и что ДОСААФ будет возрожден, т.к. это вопрос решенный и ДОСААФ получил поддержку государства.

Представители Кургана задали вопрос о переходе на «цифру». Сумма на внедрение и содержание составит в Кургане расчетно 12-20 миллионов в год. Телекомпании должны платить эти деньги просто за право вещания. Это неподъемная для них сумма. А разрешение на использование частот ограничивается сейчас 14-м годом, и что будет потом - непонятно. Журналисты просили как-то урегулировать этот вопрос.

Алена Вугельман из 4 канала спросила о процессе формирования новой власти в Екатеринбурге - в частности, контролирует ли Винниченко этот процесс? И напомнила, в частности, о выволочке, которую Винниченко сделал Якобу, и после которой появилась шутка, что «в Екатеринбурге есть Якобы мэр».
Винниченко сказал, что идет, по его мнению, нормальный процесс. Что выволочка, которую он устроил Якобу, была связана с вопросами законности/незаконности выделения земельных участков. Что для Екатеринбурга является не новой проблемой.
Полпред сказал, что законность выделения участков вызывала сомнения. Но все же отдельно подчеркнул в конце, что, по его мнению, Якоб - профессионал своего дела.

На этом время истекло. Пили чай, разговаривали - о развитии транспортного сообщения между регионами, о том, какой опыт мы можем взять у Украины, а какой дать им. О том, сколько рабочих мест у нас может появиться в результате сотрудничества с Украиной. И еще некоторые вопросы. Но, в целом, это уже была беседа всех со всеми, а не с Полпредом, поэтому останавливаться на ней отдельно я не буду.
Потом сели в микроавтобус и вернулись в город.

Евгений Ющук, Винниченко и руководители СМИ, Полпред УрФО, Винниченко Николай Александрович, встреча у полпреда Винниченко, Полпред Винниченко, Ющук Евгений Леонидович

Previous post Next post
Up