Кратко о том, что показывает анализ ситуации с мигрантами и борцами против мигрантов в России

Jan 18, 2024 10:19

Кратко о том, что показывает анализ ситуации с мигрантами и борцами против мигрантов в России на данный момент.

Вопрос для России принципиально важный. Даже, пожалуй, жизненно важный, поскольку в составе России есть целые регионы, населенные в значительной степени нерусским населением. Россия еще во времена Российской Империи расширялась, присоединяя к себе такие территории, и интегрируя их элиты (а следом и всё население) в своё культурное поле.

Тот факт, что даже через века сохраняется культурная идентичность многих народов, говорит о том, что это реалии, которые никуда не денутся. Значит, нужен взвешенный подход к проблеме - чтобы позитивное использовать во благо Российской Федерации, а негативное - пресечь.

На данный момент понимания, что выработка разных подходов необходима - по сути, у многих, кто активно вовлечен в проблему, отсутствует.

Существует несколько разных категорий людей, попадающих в конфликты «мигрантского» характера.

///1. Люди, недавно приехавшие из стран с иным «культурным кодом», на короткий период времени. Типичный пример - гастарбайтеры.///

Среди них есть те, кто совершает преступления. Часть из них - потому что не понимают традиций и обычаев России (это выглядит как попытка перекроить Россию под культурный код другой страны). Часть - намеренно приезжает совершать преступления в более богатую, чем дома, Россию. Часть - просто не разобралась в законах и обычаях России. Часть - подпадает под влияние экстремистов внутри России, т.к., не зная языка и законов, оказывается в том поле, которое сформировано вербовщиками экстремистских сообществ.

С теми из них, кто совершает преступления, разбираются спецслужбы (по линии противодействия экстремизму) и полиция (по линии общеуголовных преступлений).

С ними же борются группы русских националистов. Пока борьба идет в части придания резонанса событию - это позитивно. Та часть, которая начинает силовые акции против мигрантов - идет в тюрьму.

Примеры интеграции в российское общество таких людей - есть, и немало. Но и примеров преступлений из этой среды много, особенно в малообразованной и неквалифицированной профессионально категории, которая там обычно и преобладает.

///2. Диаспоры.///

Это люди, которые объединены в формальные, либо неформальные группы по признаку национальности страны происхождения.
Толковый словарь говорит: «Диаспора - это люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины».

Часто те, кто входит в диаспоры, имеют российское гражданство и много лет живут в России.

У диаспор есть как плюсы, так и минусы для России.

Плюсы диаспор - дополнительная управляемость тех, кто в них входит. Как правило, во главе диаспор стоит человек, который снискал уважение как среди членов диаспоры, так и среди российского общества. Диаспора выполняет в таком случае роль «парткома КПСС» времен СССР.

Типичный пример влияния лидеров диаспор - «воспитательный момент», который чеченские лидеры делают в отношении тех своих людей, которые за пределами Чечни ведут себя неприемлемо. Бывает, что и находят этих людей, если те скрываются.

Минусы у диаспор тоже есть. Прежде всего, это иногда воспитание детей вообще вне российского культурного поля. А также, сращивание с правоохранительными органами и создание незаконных, неофициальных, но весьма действенных преференций своим соотечественникам на коррупционной основе.
Такая ситуация часто выходит в скандалы с контекстом «Местные жители отбились от этнически однородной группы, состоящей из представителей диаспоры, но вмешалась диаспора и «зарешала» вопросы в пользу своих».
Типичный пример из недавнего - «Дядя Турал», который долгое время «всё решал».

Здесь также русские националисты могут играть позитивную роль, подсвечивая проблему и показывая, что имеет место нарушение закона именно на этнической основе.

Негативная роль русских националистов возникает и здесь в случае, когда те начинают силовые акции.

НО! Диаспоры при этом бывают двух основных типов:

- Диаспоры коренных российских народов. Как с примером Чечни, или, например, Дагестана.

- Диаспоры народов других стран.

В первом случае все проблемы с диаспорой становятся внутрироссийскими. Во втором случае проблем с диаспорами могут быть использованы в международной политике - например, для усиления или наоборот ослабления давления на другую страну.

Активность «борцов с мигрантами», построенная на этнической принадлежности объекта приложения усилий, в случае с диаспорой коренного российского населения в другом регионе может привести к конфликту со всем регионом. А что такое подобный конфликт, все насмотрелись в 1990-е.

///3. Просто отдельные представители коренных народов России. Не объединенные в диаспору и не опирающиеся на неё///

В таком случае представитель нерусского населения - по сути, обычный российский гражданин, у которого в паспорте указана была бы иная, нежели «русский» национальность - если бы её там, как в СССР, продолжали указывать.

Борьба русских националистов с такими гражданами - это, по сути, чистый экстремизм в подавляющем большинстве случаев. Потому что, если человек ниоткуда в Россию не приехал, а родился в Росси и вырос в ней, обучаясь в обычной школе и/или ВУЗе, при этом диаспора никакого влияния на инцидент с ним не оказывает, а его «гнобят» именно по национальному признаку - то ничего, кроме социально-политического взрыва в его республике это не даст.

Именно поэтому, с теми, кто ведет борьбу с представителями народов России по лекалам борьбы с мигрантами из других стран, правоохранительные органы борются с применением законодательства о противодействии экстремизму.

Проблема в том, что, по моим наблюдениям, сегодня среди борцов с мигрантами сортировка объектов приложения усилий по типу той, которую я описал, отсутствует в принципе. Т.е., любой человек с нерусской фамилией, может быть объявлен мигрантом и далее его начинают «гнобить» именно в этом контексте. Хотя никакого отношения к этнической преступности это не имеет вообще. Но в республиках, где такой этнос преобладает, в результате подобной неизбирательности, зреет недовольство. А, учитывая, что примерно 15-20% населения едва ли не любого «в основном русского» региона России - нерусское население, то и в таком регионе это может вылиться в крайне болезненное противостояние.
Мы все в Казахстане видели, что может сделать небольшая, но сплоченная группа людей в крупном городе - пришлось контингент ОДКБ вводить.

На данный момент борцы с мигрантами действуют в подавляющем большинстве случаев неизбирательно, при этом порой делая откровенно экстремистские заявления.
Важно, на мой взгляд, проводить сортировку и этих борцов. Надо выделять среди них тех, кто способен в принципе понимать, что в многонациональности - не только сила России, но и её слабость, и что надо принимать меры к тому, чтобы Россия не разломилась по национальному признаку на части. И не начала полыхать по периферии (да и не только - учитывая, расположение ряда национальных республик в составе РФ). С такими людьми надо проводить разъяснительную работу, направляя их энергию в русло, приносящее пользу России, но не причиняющее ей вреда. И надо выделять те, кого «переклинило» на борьбе с нерусскими в принципе - этих, видимо, можно только сажать.

Пример вчерашних беспорядков в Башкирии как раз показывает, что ультранационалисты способны за один день превратить мирный регион в немирный. И, если их не останавливать, то могут и Гражданскую войну развязать. А останавливать лучше до того, как начались беспорядки, потому что любая преступная группа сначала проходит период сплочения и слаживания - и на этом этапе её можно нейтрализовать вполне спокойно для общества.

В целом, для оценки конфликтной ситуации применительно к коренным народам России, я считаю уместным ввести (не официально, а в практических целях) правило: «Национальность и религиозность не могут быть ни отягчающим, ни смягчающим вину обстоятельством». И тогда криминальная часть (что в поступках людей, что в коррупционных моментах, типа неформального и незаконного влияния диаспор) будет расследоваться так, как и должна. А экстремистского контекста не будет вообще.

ДОПОЛНЕНО:

Возможно, я сформулировал два момента, которые позволят и мигрантскую преступность подавлять, и диаспоры, которые вмешивается в процесс, удалять, и с коренным народами России не устроить напряжённость. Два основных момента:

1. Национальность не может быть ни смягчающим, ни отягчающим обстоятельством.

2. Вмешательство представителей диаспоры в расследование уголовного дела - основание юридически считать эту ячейку диаспоры Организованным преступным сообществом, вне зависимости от того, имеет ли ячейка формальные органы управления и регистрацию.

-------------

При таком подходе наши этнические якуты, буряты, дагестанцы, чеченцы и прочие коренные жители России не будут попадать под пресс совсем уж отмороженных националистов. А вступаться диаспоры не смогут. Ну или их довольно быстро посадят всех дружно.

При этом "и тут приехали 20 бородатых друзей" - это тоже вмешательство диаспоры в чистом виде, поэтому предлагаемый мною вариант подхода к решению пролемы эту ситуацию тоже охватывает.

А националисты при этом смогут делать резонансными вмешательства диаспор. А с отдельными инцидентами, где диаспор нет, и так справляются.

И баланс, пожалуй, будет найден.

Диаспоры, Мигранты, Национализм, Депутат Хинштейн

Previous post Next post
Up