На интересном блоге
БлогоБлаго автор zebro подняла вопрос о троллях. В посте "Троллинг как смысл жизни". Как известно, Сетевые тролли наиболее ярко проявляются в форумах и блогах, т.к. там часто есть возможность комментирования сообщений без модерации.
Дискуссия показалась мне интересной. И, кроме того, обогатила участников полезными ссылками.
Полностью эту беседу можно увидеть здесь:
http://blogoblago.ru/archives/987/Дабы не покушаться на права авторов блога
БлогоБлаго, я приведу здесь в основном свои комментарии - естественно, с теми репликами, на которые я их давал. Реплики автора даны курсивом, а мои - обычным шрифтом.
А также дам полностью пост Платона Харитонова, где Платон делится полезными ссылками по характеристикам основных сетевых персонажей.
Фрагмент дискуссии по троллингу.
yushchuk
19.11.2009 в 17:28
Я думаю, вряд ли на корпоративном блоге водятся тролли. Они уже опознаны, а значит, - лишены своего оружия.
Они могут там водиться - среди постоянных участников тусовки из числа посетителей. При квалифицированной работе, тролля опознать невозможно. Вместе с тем, грамотно работающий тролль дает полезную информацию и оживляет пейзаж. И его не банят. Хотя и не любят.
Но все же интересно послушать обе стороны: зачем же люди на форумах, в чатах, блогах, аськах и пр. выводят друг друга из себя?
Кто-то так эмоции сбрасывает. Кто-то тренируется. Кто-то выполняет заказ. Бывает и так, что тролль - наш же, но об этом никого не информируют, кроме ответственного за блог лица. Задачей такого тролля может быть и своего рода тим-билдинг: сплочение общественности против себя - а значит, вокруг блога.
И еще один более важный вопрос: неужели они думают, что Иван Петров и ака Pet’ka - это разные личности, и реальный человек не несет ответственность за свои слова и действия в сети?
Некоторые вообще об этом не задумываются. Некоторым абсолютно плевать на Ваше мнение. Ну что Вы троллю сделаете реально? Разве что морально осудите. А его это может в принципе не волновать.
Примерно так. Это из практики.
zebro
19.11.2009 в 18:50
В Википедии прочитать много полезных статей. но это - сеть. А я говорю про реальность. Вы тролль? Вы общаетесь с троллями? Одобряете, осуждаете? «Их разводят на форуме для движухи…» А зачем такая движуха? Зачем, чтобы было некой группе людей весело, надо доводить кого-то до пены изо рта и дыма из ушей? Или вы предлагаете воспринять это как норму?
yushchuk
19.11.2009 в 20:28
«Их разводят на форуме для движухи…» А зачем такая движуха? Зачем, чтобы было некой группе людей весело, надо доводить кого-то до пены изо рта и дыма из ушей? Или вы предлагаете воспринять это как норму?
Прежде всего, я ничего Вам не предлагаю. Вы попросили мнения? Я Вам его рассказал. И рассказал не просто мнение, а профессиональное мнение, основанное на многолетнем опыте работы с троллями и в качестве тролля.
Это во-первых.
Я могу быть троллем. И хорошим, качественным троллем. Я готовил троллей и координировал их - когда была в этом необходимость. А такая необходимость возникает почти всегда, когда идет столкновение с агрессивным противником. Недаром в нашей книге «
Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе» в состав тактической группы на форуме тролль входит.
Все это значит, что далеко не всегда тролль - состояние души. Это может быть и просто работой. И как Вы к этому относитесь, абсолютно никакого значения не имеет. Это факт, существующий вне зависимости от отношения к нему.
Это во-вторых.
Я уже сказал, что сотрудничаю с троллями, потому что без них невозможно порой бывает бороться с заказным негативом на форумах. Но и ваше отношение к троллям вполне может измениться. Я практически уверен что если бы Вам пришлось попросить о помощи из-за того, что Вашу компанию целенаправленно затаптывают нанятые люди, Вы бы не считали «своих» троллей столь мерзкими.
Тролль может увести разговор в сторону. Или - наоборот, не дать его увести. Вы ведь далеко не всегда можете без ущерба для репутации дать укорот зарвавшемуся придурку на корпоративном блоге. И забанить его - не всегда лучший выход из ситуации, т.к. часто он только и ждет этого. «Мучеником совести» хочет быть. А вот тролль может его осадить или переключить на себя запросто.
Оставив Вас взирать с холма на происходящее и осуждающе качать головой. :)
То есть, и Вы можете пойти на сотрудничество с троллем при определенных условиях. Так надо ли так возмущаться? :)
Это - в-третьих
И в-четвертых.
Давайте спокойно посмотрим Ваш текст и ответы на него. Эти наблюдения покажут, что явление троллинга существует, независимо от нашего к нему отношения. Более того, оно носит если не массовых характер, то уж точно и не единичный.
Из дискуссии видно также, что тролли бывают разными - и с этим сталкивалось сразу несколько участников дискуссии.
Давайте посмотрим на проблему без причесывания под одну гребенку. «Все бабы - дуры» или «Все мужики - сволочи» - не вполне корректные утверждения, не так ли? :) Потому что, кроме качественных характеристик есть еще и количественные. Так вот, с тролями то же самое. «Дым из ушей у всех» - совершенно необязательное явление, а даже скорее маргинальное.
Есть среди троллей сумасшедшие, которых надо блокировать (но грамотно), а есть и весьма полезные экземпляры. Особенно, если их использовать уместно.
А вот пост Платона Харитонова, содержащий полезные и интересные ссылки по троллингу.
Платон Харитонов
19.11.2009 в 23:25
… как хорошо и внятно всё расписано… хотелось бы дополнить сей содержательный диалог одной
полезной ссылкой… если быть совсем точным, я имею ввиду цикл «Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий»… кстати (или некстати), автор этих замечательных опусов - тот самый nickpo, про которого я написал ниже
Ссылка Платона Харитонова (действительно полезная) ведет вот к такой подборке Николая Попова:
Как я, кажется, убил один доисторический чат... Из истории чатов и форумов-2 / 21.07.2002 /
Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 20 / 09.07.2002 /
Паноптикум. Персонажи вииртуальных баталий. Серия 19 / 30.06.2002 /
Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 18 / 23.06.2002 /
Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 17 / 13.06.2002 /
Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий. Серия 16 / 03.06.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 15 / 27.05.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 14 / 19.05.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 13 / 14.05.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 12 / 06.05.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 11 / 26.04.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 10 / 18.04.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 9 / 11.04.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 8 / 02.04.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 7 / 29.03.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 6 / 20.03.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 5 / 12.03.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 4 / 04.03.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 3 / 25.02.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 2 / 21.02.2002 /
Паноптикум: персонажи виртуальных баталий. Серия 1 / 17.02.2002 /
О свободе в общении... / 15.01.2002 /
Обучение конкурентной разведке и мой бизнес:
Моя презентация о том, что такое конкурентная разведка, чем и как она занимается Моя презентация "Чем занимаются компании, оказывающие услуги конкурентной разведки на аутсорсинге?" Все мои, Евгения Ющука, курсы (семинары) включают в себя и теорию, и практику. И весь материал "обкатан" моими выпускниками в реальных условиях.
- Курс "
Маркетинг рисков и возможностей: Конкурентная разведка" (Полный курс конкурентной разведки, включающий в себя и материал остальных курсов)
- Курс "
Конкурентная разведка: работа с людьми и в Интернете" (Интернет-разведка)
- Курс: "
Управление репутацией в Интернете" (сюда входит обучение ведению системы корпоративных блогов и профессиональный поиск в Интернете)
- Курс: "
Информационная война в Интернет-форумах "
Мои выпускники успешно применяют полученные знания и навыки, как в бизнесе, так и на государственной службе. Кроме курсов, на странице по ссылке вы увидите ответ на важный (а в конкурентной разведке еще и деликатный) вопрос:
ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ.
Книга "Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе ", Александр Кузин, Игорь Нежданов, Евгений Ющук.