Филипп Юдин. Использование конкурентной разведки в борьбе с административными барьерами

Oct 30, 2009 21:13

Статья большая, но она по сути является кейсом. Поэтому здесь даю только ее начало. Кто заинтересуется - может прочитать на моем сайте или на сайте "Технологии разведки для бизнеса".

С удовольствием хочу отметить, что операция, описанная в статье Филиппа Юдина, была спланирована при непосредственном участии специалистов Компании Евгения Ющука «Маркетинг рисков и возможностей».
Использование конкурентной разведки в борьбе с административными барьерами

Автор: Филипп Юдин | Эксклюзивно для it2b.ru

Статья рассказывает о практической операции специалиста конкурентной разведки и, одновременно, - корреспондента журнала «Технологии разведки для бизнеса» по преодолению сопротивления чиновников, удовлетворявших свои личные амбиции и запросы с помощью государственных рычагов в сфере лицензирования. В результате, Предприятие не только ускорило, вопреки противодействию чиновников, получение лицензии, но и значительно укрепило свои позиции в вопросах лицензирования впредь. Одновременно в лучшую сторону изменились условия и сроки лицензирования и для других операторов рынка.
Статья длинная и довольно нудная - т.к. в ней достаточно подробно рассказана ситуация, имевшая место на практике, а, кроме того, описаны системные, теоретические основы решения подобных ситуаций.

В одном из субъектов РФ к корреспонденту электронного журнала «Технологии разведки для бизнеса» обратились предприниматели с жалобой на то, что Орган, ответственный за выдачу лицензии на лицензируемый вид предпринимательской деятельности, всячески препятствует получению такой лицензии, затягивая сроки под различными надуманными предлогами. Предприниматели установили, что такое отношение у лицензирующего Органа носит избирательный характер, а значит, в отношении их Предприятия проводится дискриминация.
Корреспондент журнала «Технологии разведки для бизнеса» начал сбор материала, дабы разобраться в ситуации.

Здесь мы немного отвлечемся от конкретного случая и сделаем небольшой обзор по общей тактике противодействия чиновникам.

Принципиальные уязвимости чиновничества, на которые следует опираться.

Несмотря на серьезные возможности «кошмарить» бизнес, чиновник очень уязвим. И, прежде всего, со стороны своего непосредственного начальника. Можно сказать, что именно непосредственный начальник - главная угроза для каждого, кто работает в государственном управлении.
Начальник, делегируя подчиненным серьезные полномочия, рассчитывает на то, что это обеспечит ему возможность работать, почти не вникая в ситуацию на нижестоящих уровнях.

При этом, за некорректную работу подчиненных наказывают их руководителя - поскольку тот и должен был обеспечить «правильную» расстановку «правильных» людей на те или иные должности и обеспечить их корректную работу.

Влияние начальника на подчиненных подкреплено реальными рычагами воздействия на нижестоящих по иерархической лестнице.

Дело в том, что работа чиновника любого уровня детально регламентирована. Причем безукоризненное выполнение всех инструкций представляет собой практически невыполнимую задачу.
По этой причине, если начальник сочтет нужным поменять подчиненного на другого человека, он сможет это сделать всегда, причем на абсолютно законных основаниях. Подчиненный вынужден будет оставить должность либо «по собственному желанию», либо, в случае строптивости, в связи «с несоответствием». Причем после сильной нервотрепки и с испорченным послужным списком.

И руководители, и их подчиненные хорошо осведомлены об этой ситуации.

Еще один важный момент. Это принятый в чиновничьем аппарате путь прохождения жалобы. Ситуация такова: если жалоба «перепрыгивает через голову», ее направляют на рассмотрение тому чиновнику, под чьим непосредственным началом работают нарушители закона. Но при этом рассматривают полностью или отчасти как жалобу на этого начальника, который не смог урегулировать ситуацию сам, что и привело к появлению жалобы.
Разумеется, такая постановка вопроса не радует начальника, и он старается выгородить себя и своих проштрафившихся подчиненных, насколько это возможно. Естественно, выгораживая, в первую очередь, себя, как оказавшегося под ударом человека.

Поэтому более перспективный, по моему мнению, путь - жалоба непосредственному начальнику нарушающих закон чиновников. А уже при ее неэффективности - жалоба его вышестоящему начальнику. Но эта жалоба «наверх» идет уже не на «первичных виновников» проблемы, а на их начальника - не принимающего мер к восстановлению законности.

На уровне каждого конкретного руководителя, через голову которого был совершен прыжок, осознание подобного механизма обычно выражается словами «Почему вы ко мне сразу не пришли?»

Таким образом, основной принцип ведения действий по досудебному принуждению чиновников к соблюдению законности, можно сформулировать так: «Должно быть информационное воздействие на непосредственного начальника тех, кто препятствует предпринимательской деятельности. И при этом надо ему с первой минуты обозначить, что развитие ситуации может быть предано гласности».

Как показывает практика, после этого начальник начинает принимать экстренные меры по исправлению ситуации, выдавая при этом «на гора» кипы документов, при беглом прочтении которых непосвященным в проблему человеком, они будут казаться логичными и доказывающими отсутствие каких-либо проблем в его вотчине.
И если не «копать вглубь», то на бумаге все будет выглядеть изначально замечательно.
Очень важно чиновнику положить в папку с жалобой симпатично выглядящий ответ на нее - дабы те, «кому положено», видели, как здорово идет работа даже с «необоснованными» жалобами в «безупречно работающем» учреждении.

Гласность - вот еще один рычаг воздействия на зарвавшегося чиновника. Надо понимать, что любой Орган - не монолит. Он состоит из людей со своими амбициями, целями, запросами и т.п. И внутри этого Органа идет скрытая, невидимая извне, борьба за лучшее место, карьерный рост или, наоборот, спокойное существование. Любой, несанкционированный руководством PR подчиненных, порождает подозрения в «подсиживании» этого самого руководства. А уж «черный PR» (выплеснувшаяся наружу информация о создании искусственных барьеров малому бизнесу в условиях стремления высшего руководства страны к активизации и расширению сферы деятельности последнего) - так это прямая дорога «на улицу» и для начальника, и для подчиненных. А иногда и под прицел правоохранительных органов.
Деньги, как известно, тишину любят…

Итак, вернемся к нашей конкретной ситуации с лицензирующим Органом.

Сбор материалов.

Полный текст на моем сайте.

Полный текст на сайте "Технологии разведки для бизнеса"

административные барьеры, Филипп Юдин, кесс

Previous post Next post
Up