После анализа доктринальных документов, публичной риторики Президента Украины, а также начавшихся поставок оружия из стран НАТО, Президент России Путин, в соответствии с хорошо известной в мире концепцией превентивных ударов, ввел войска на территорию Украины.
Одна из основных целей - пресечение и недопущение впредь военной угрозы с территории Украины. Механизм реализации - разоружение Украины и прекращение боевых действий только под контролируемые* гарантии отсутствия вооружения Украины в будущем (это и есть демилитаризация).
При этом Путин открыто заявил, что, исходя из прошлого опыта, ведение военных действий на своей территории для России крайне нежелательно. Поэтому, раз конфликт неизбежен - то пусть он ведется за границами России, существовавшими на тот момент.
Как и большинство подобных военных конфликтов, данный вооруженный инцидент получил официальный статус «военной операции», а не «войны». Надо отметить, что это обычная практика после Второй Мировой войны. Даже масштабные события на Корейском полуострове, именуемые обычно «Корейской войной», имели статус «операции», причем не военной, а полицейской.
Из конфигурации наступления российской армии и ее численности на момент начала Спецоперации, можно сделать вывод, что планировалось не слишком продолжительное военное мероприятие. Специалисты полагают, что это было связано не только с недооценкой как технической, так и прежде всего моральной готовности украинской армии к вооруженному сопротивлению, но, прежде всего, с оценкой имевшихся у ВСУ резервов военной техники и боеприпасов.
Однако на стороне Украины открыто выступили США и собранные ими союзники - прежде всего, страны НАТО. Соединенными штатами была реализована концепция «утилизации» старого советского оружия, с одновременной загрузкой американской оборонной промышленности новыми заказами. Отчасти шла также утилизация старого НАТОвского вооружения.
Таким образом, ВСУ были усилены «сверхнормативной», не принимавшейся в расчет при планировании СВО, техникой и боеприпасами. За счет этого комплекса мер, НАТО удалось сорвать первоначальные планы российского руководства на быстрое завершение военных действий.
Украина была также де-факто интегрирована в современные системы разведки НАТО, что дало ей невиданные ранее преимущества, даже при недостатке оснащения, по сравнению с российской армией.
Успех ВСУ основывался, в значительной степени, на «прозрачности» ситуации на поле боя за счет спутниковой разведки, интеграции полевых средств связи в систему разведки и компьютерного анализа больших массивов данных. Кроме того, ВСУ были усилены на важных направлениях кадровыми военнослужащими НАТО, залегендированными под бойцов ЧВК. Помимо этого, НАТО обеспечило Украине качественную штабную работу ресурсами американской армии. Благодаря этим мерам США помогли вернуть Украине часть ранее взятых Россией под контроль в ходе СВО территорий.
Однако, так же как ранее Россия, НАТО тоже ошиблось в оценке противника - что привело к крушению первоначальных планов этого военно-политического альянса.
Российская экономика оказалась неожиданно устойчивой к санкционному давлению, промышленность приступила к производству вооружений, в том числе и тех разновидностей, которых ранее не выпускала.
За счет частичной мобилизации, была стабилизирована линия фронта и военный конфликт перешел в затяжную фазу.
При этом потенциал Украины объективно очень уступает российскому, а ВСУ сохраняют техническую оснащенность и боекомплект фактически исключительно за счет поставок из стран НАТО.
В политической сфере к концу 2022 года стала складываться ситуация, неблагоприятная для всех основных участников конфликта, кроме США и Великобритании - прежде всего, для Украины, Евросоюза и России. Однако в наибольшей степени ситуация развивается по крайне негативному сценарию не только для Украины, но и лично для Президента Украины Зеленского.
У Украины постепенно нарушается структурная связность страны - в первую очередь из-за нарушения электроснабжения. Кроме того, физическая утрата значительных территорий, физическое разрушение промышленных предприятий, обесточивание промышленных и транспортных объектов, общие проблемы в логистике, миграция трудоспособного населения из-за военных действий - привели к значительному падению экономики Украины.
В свою очередь, Евросоюз стал проявлять обоснованную обеспокоенность затягиванием конфликта на Украине и его нервозность по этому поводу нарастает. В результате боевых действий в восточной Европе, ведущие страны Евросоюза оказались выключены из многих логистических цепочек. Ситуация усугубляется ростом цен на энергоносители (в связи с отказом ЕС от российских энергоносителей, которые имели значительно более низкую цену). В перспективе это грозит обнищанием населения Евросоюза, а затем приходом к власти в странах Европы националистов и отходом стран ЕС от линии, проводимой США, а также уменьшением желания подчиняться Брюсселю - что грозит ослаблением, если не вообще распадом Евросоюза.
В России население также пострадало и материально, и в плане роста неуверенности в завтрашнем дне. Однако руководству России удалось смягчить многие материальные проблемы и сплотить граждан вокруг идеи поддержки Спецоперации. Многие базовые потребности большинства населения России в 2022 году не пострадали, либо пострадали в незначительной степени. Частичная мобилизация создала всплеск неуверенности населения в своем будущем, но после свертывания ее первой(?) волны, бытовые события вернули тревожность населения к «фоновому» уровню.
Важную роль в развитии событий сыграли также два фактора, эффективно использованных российским руководством.
Во-первых, за 8-летний период заморозки конфликта на Украине Россия создала гиперзвуковое оружие. Это важно потому, что гиперзвуковой носитель неуязвим для ПВО и при этом может нести ядерный заряд. Таким образом обеспечивается гарантированное ядерное поражение противника, что значительно укрепило ядерный щит России и способствовало сохранению локального формата украинского конфликта.
Во-вторых, экономические и политические меры, принятые руководством России, позволили довольно эффективно противостоять санкциям Запада. Настолько эффективно, что при подведении итогов 2022 года оказалось, что экономика России по совокупным показателям поднялась с 11-го места в мире сразу на 9-е.
Руководство Украины, используя накачку населения пропагандой, также довольно успешно сплотило граждан вокруг себя. Однако для этого украинское руководство было вынуждено категорически отрицать возможность мирного договора на условиях отказа Украины от ряда территорий. Это и обусловило проблемы, которые в перспективе могут привести к смене Зеленского на другого руководителя.
Из-за проблем Евросоюза, страны ЕС и вслед за ними США, не желающие потерять Евросоюз, не заинтересованы в чрезмерно затяжном конфликте.
Из-за этого, Президент Украины оказался в ситуации, когда его могут заставить принять мир на условиях, которые он уже публично объявил неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.
При этом, если Зеленский решит артачиться, Соединенным штатам достаточно начать «волокитить» передачу боеприпасов и техники Украине, после чего в течение двух-трех месяцев армия Украины начнет терпеть поражение.
На этих позициях все и вошли в 2023 год.
* Чтобы понять, как возможно обеспечить контролируемые гарантии, можете прочитать Договор между Персией и Советской Россией от 26 февраля 1921 г.
https://yushchuk.livejournal.com/1856223.html