В ходе журналистского расследования ситуации вокруг Уралгидромеди и загрязнения Северского пруда я сделал простой и логичный шаг: попросил Уралгидромедь о нескольких вещах:
1. Объяснить, почему они уверяют, что их технология работает по замкнутому циклу;
2. Объяснить, почему они уверены, что не проникают в протекающие аж до южного провала кислотой шахты Гумёшевского месторождения - т.е., по сути, живут с этими шахтами в «параллельных мирах»;
3. Объяснить, кто, кроме них самих может подтвердить, что это действительно замкнутый цикл.
Напомню, что, в отличие от Екатерины («Эрики») Ферфис, не отвечающей на вопросы, Уралгидромедь предоставляет информацию довольно полно и с документами.
Напомню также, что я изначально задал как Екатерине Ферфис, так и Уралгидромеди одинаковый вопрос: «Готовы ли Вы предоставить документы, пояснения и прочую фактуру в рамках моего журналистского расследования, дабы гласно, открыто и публично продемонстрировать Вашу версию событий?».
Итак, пойду по вопросам, которые относятся к данному материалу.
Закачивает ли Уралгидромедь сильную кислоту в землю на Гумёшевском месторождении?
Слабый раствор кислоты - да, закачивает. И тут же выкачивает столько же, сколько закачала.
Это не «сильная кислота». Для подготовки выщелачивающих растворов применяется 1% раствор серной кислоты. Почему именно 1%? А потому что, в гидрометаллургии кислота определенной концентрации растворяет конкретный металл. Скажем, уран (там тоже применима гидрометаллургия) - одной концентрацией кислоты, а вот медь - другой, т.е. именно 1%-й.
В шахты Гумёшевского месторождения не закачивается ничего, закачка идет в «линзы» рудного тела, как раз те, где никто никаких шахт никогда не рыл.
Почему Уралгидромедь утверждает, что не проникает своими технологиями в затопленные шахты Гумёшевского месторождения?
Потому что проникать в шахты Гумёшек - это выбрасывать деньги на ветер.
Задача Уралгидромеди - не кислоту в землю залить, а медь добыть. Медь при этом оказывается растворенной в 1%-м растворе кислоты. Этот раствор и необходимо вытащить на поверхность без потерь. Если он уйдет в землю - это выброшенные на ветер деньги и путь к банкротству.
Если же начать работать внутри заброшенных и затопленных шахт Гумёшек, то вместо меди соберешь раствор всей гадости, которая натекла с Полевского криолитового завода, плюс окисленное железо из самих шахт. Такая радость Уралгидромеди абсолютно ни к чему.
Причем для полевчан это позитивный факт, т.к. стремление получить доход (т.е. медь) стимулирует к выкачке всего закачанного раствора намного сильнее, чем абстрактная социальная ответственность.
Кислота Уралгидромеди растворяет грунт?
Нет. Потому что, 1% раствор кислоты не может растворить ничего, кроме именно минералов меди. Грунты и бахилы не растворяет.
В результате в грунте образуются небольшие полости - примерно как выемки на этой структуре камня (он не с Гидромеди и вообще не из Полевского, а просто для наглядности):
Как работает замкнутый цикл Уралгидромеди и почему там уверены, что выкачивается весь закачанный раствор?
Если посмотреть на площадку Уралгидромеди, непосредственно с территории Уралгидромеди вблизи, то можно увидеть так называемые «пакеты скважин», сгруппированные в технологические блоки
В центре блока ряд закачных скважин, по периферии ряды откачных скважин. Откачные и закачные скважины чередуются и расположены вкрест простирания рудных тел.
Фильтры откачных скважин заглублены сильнее, чем фильтры закачных для обеспечения нужного направления движения выщелачивающих растворов, при котором происходит наиболее полная проработка рудных залежей и полный сбор продуктивных растворов. Направления движения растворов регулируются заданным дебитом в откачных и приемистостью в закачных скважинах, рассчитанных для конкретного рудного тела.
При этом на одну закачную скважину в среднем приходится 2 откачные скважины.
При этом превышения уровня точки подачи выщелачивающего раствора в закачных скважинах над уровнем сбора продуктивных растворов в откачных скважинах составляют в среднем более 40 м.
Из такой депрессионной воронки технологические растворы «убежать» никак не могут. Это подтверждается и данными счетчиков, и количеством меди в растворе, и данными исследований контролирующих органов.
Более того, обсадная колонна закачных скважин изготовлена из кислотостойкого полимерного материала, а ее дно герметично экранировано специальной заглушкой, выщелачивающие растворы из закачной скважины поступают в рудное тело через специальный фильтр, обеспечивающим равномерное растекание раствора в строго заданный интервал.
Мы нашли видеоролик самой РМК, в котором показано, как работают скважины Уралгидромеди и немного его дополнили своими пояснениями:
https://youtu.be/qfmIv1BUFCo Click to view
ИТАК, кратко суммирую основные моменты в технологии работы скважин Уралгидромеди с 1%-м раствором кислоты
За счет перепада высот примерно в 40 метров, раствор течет вниз. Там его забирают насосы откачных скважин. На место раствора, который забрали, приходит новый раствор, потому что пустота требует заполнения. Так создается локальная воронка, которая постоянно "всасывает" в себя поступающий раствор.
В очень грубом приближении, так же работает "Южный провал": подземная вода поступает в него по депрессионной воронке, но изливается на поверхность за счёт понижения рельефа.
В случае контролируемого процесса, осуществляемого УГМ, воду изымают вверх с помощью насоса. И в эту депрессионную воронку начинают стекаться все растворы, вместо того, чтобы идти вниз или в стороны.
В связи с тем, что "линзы", содержащие медь, не имели посторонних водных примесей, УГМ и собирает исключительно свой раствор. Контролируя при этом, чтобы собрать столько же, сколько закачано.
Кто, кроме самой Уралгидромеди может подтвердить что у Уралгидромеди замкнутый цикл и она не делает выбросов кислоты за пределы работы пакета скважин и своего полигона, соответственно?
Вопреки голословным заявлениям Екатерины («Эрики») Ферфис и Валентины Бородиной (бывшего эколога Полевского Криолитового завода, не имеющей опыта работы в таком современном направлении, как гидрометаллургия, и ныне предпочитающей не замечать проблем, созданных ПКЗ городу Полевскому), работа Уралгидромеди контролируется госорганами очень плотно.
Вот перечень документов, которыми подтверждается безопасность и замкнутый цикл предприятия (далее цитата из ответа предприятия Уралгидромедь):
«Деятельность предприятия ведётся в соответствии с проектной документацией, прошедшей необходимые согласования и экспертизы, в том числе получено:
1) Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту «Опытно-промышленное предприятие по испытанию метода подземного выщелачивания окисленных руд в зоне техногенеза Гумешевского рудника» (утв. Приказом №1972 от 13.11.2003 г.).
2) Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект «Опытно-промышленное предприятие по испытанию метода подземного выщелачивания окисленных руд в зоне техногенеза Гумешевского рудника» №66.01.17.000.Т.002104.09.03 от 26.09.2003 г.
3) Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту «Строительство опытно-промышленной установки (ОПУ) по переработке продуктивных растворов подземного выщелачивания окисленных медных руд Гумешевского месторождения» (утв. Приказом №752 от 27.06.2005 г.).
4) Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект «Строительство опытно-промышленной установки (ОПУ) по переработке продуктивных растворов подземного выщелачивания окисленных медных руд Гумешевского месторождения» №66.01.17.000.Т.000091.05.05 от 27.05.2005 г.
5) Протокол заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых Роснедр от 16.08.2016 г. № 157/16-стп о согласовании Технического проекта разработки методом скважинного подземного выщелачивания окисленных руд Гумешевского медноскарнового месторождения.
Указанными заключениями и согласованиями подтверждена достаточность природоохранных мероприятий, учтённых проектной документацией АО «Уралгидромедь».
Конец цитаты.
Ни один из этих документов, если я верно информирован, не был оспорен ни Екатериной Ферфис, ни Валентиной Бородиной, ни депутатами Полевской Думы.
Кстати, есть ещё один любопытный нюанс.
Как говорят на предприятии, председатель Думы Полевского Кочев лично побывал на Уралгидомеди, где руководитель провёл его по всем производственным объектам, и видел всё это «живьём».
Почему афилированный, на мой взгляд, с одним известным предприятием пирометаллургии (более старой технологии, по определению намного более грязной из-за выбросов газов, чем гидрометаллургия), господин Кочев «забывает» поделиться этими знаниями с полевчанами и даже с депутатами - я думаю, сами полевчане могут предположить. А депутаты, которые еще не окончательно прода… (зачеркнуто) потеряли совесть - поинтересоваться у господина Кочева лично.
Ну, а как вводили полевчан в заблуждение Ферфис и Бородина - можете посмотреть тут:
Шаг в сторону. Пилотный эксперимент Уралгидромеди по нейтрализации чужой кислоты. Он оказался успешным Мёртвая река и Южный провал вобьют осиновый кол в «честного блогера» Екатерину Ферфис, я считаю. Часть 1: Почему и чем бурлит Южный провал? Опасные шламохранилища Полевского Криолитового завода, борьба Уралгидромеди с чужими подземными потоками, «Мёртвая река» и роль консультанта Ферфис по экологии Валентины Бородиной в оценке экологической ситуации полевчанами В свете вышенаписанного, я думаю, эта информация будет играть новыми красками.
P.S. И еще два важных вопроса - напоследок.
1. А откуда известно, что нет притока и оттока посторонних вод? Под землей же не видно.
Участок подземного выщелачивания Уралгидромедь не взаимодействует с подземными водами за границами полигона. Именно это обстоятельство выясняется на этапе геологоразведки и в дальнейшем позволяет контролировать приток и отток жидкости, содержащей медь.
Причину я уже назвал ранее: если есть приток дополнительной воды или утечки раствора - добыча меди станет просто ненрентабельной. Этот процесс не может быть незамкнутым по экономическим причинам.
Кстати, по плану рекультивации даже те участки, где были скважины, перед закрытием скважин промываются известковым молоком вплоть до полной нейтрализации.
А о том, что Уралгидромедь не воздействует на подземные воды за границами своего полигона, говорится на стр. 210 того же Отчёта:
- Стр. 210 «Участок ОПВ ОАО «Уралгидромедь» взаимодействует с подземными водами, локализованными в границах полигона. В отличие от выше перечисленных источников воздействия на подземные воды, для подземного выщелачивания характерно наличие контроля и управления процессом»
2. А как было до Уралгидромеди? Может, без неё было бы намного лучше?
Согласно тому же научному Отчёту, до Уралгидромеди было плохо. И без неё было бы хуже, чем с ней. Потому что, она не работает с теми слоями, с которыми работал рудник до неё.
Всё это можно прочитать на стр. 209 и 210 упомянутого Отчёта:
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Экология в Полевском. Начинаю журналистское расследование Евгения Ющука, с привлечением Уралгидромеди и Екатерины Ферфис Итак, Экология в Полевском. Ставим циркуль в Уралгидромедь, проводим окружность и смотрим, что там внутри. Поехали! Экология в Полевском и Уралгидромедь. Первая обратная связь и первая находка: Бесхозное рыжее болото Официальный отчёт учёных об экологии в Полевском пытались скрывать от населения. Но я его покажу Вместо документов - истерика по поводу “Изнанки Полевского”. Неужели, Катя Ферфис намеренно обманывала полевчан и осознала, что это скоро поймут все? Мёртвая река и Южный провал вобьют осиновый кол в «честного блогера» Екатерину Ферфис, я считаю. Часть 1: Почему и чем бурлит Южный провал? Шаг в сторону. Пилотный эксперимент Уралгидромеди по нейтрализации чужой кислоты. Он оказался успешным Опасные шламохранилища Полевского Криолитового завода, борьба Уралгидромеди с чужими подземными потоками, «Мёртвая река» и роль консультанта Ферфис по экологии Валентины Бородиной в оценке экологической ситуации полевчанами Беседа Евгения Ющука с консультантом Ферфис по экологии Валентиной Бородиной. Я считаю Бородину ответственной за львиную долю экологических проблем Полевского и удивлён, что она рассказывает гадости о тех, кто, как я считаю, исправляет её собственные безобразия «Катины мультики». Как обманывает полевчан Екатерина Ферфис - в двух примерах Консультанту блогера Ферфис по экологии Валентине Васильевне Бородиной - персонально. В ответ на её попытки голословно прикрываться былым авторитетом (возможно, переоценённым)