Когда в прошлом году на питчинге (публичном представлении кинопроектов) завернули сценарий картины Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», то это вызвало разговоры о цензуре. Фильм должен был рассказывать о сотрудничестве немецких и советских инженеров перед Второй мировой. Вскоре Миндадзе пошел на попятную и после доверительной беседы с высокими чиновниками согласился перенести время действия картины на десять лет назад. На питчинге, замечу, проект не прошел экспертизу военно-исторического и социально-психологического советов при Минкультуры. В этом году история повторилась, но без привлечения социальных психологов. Теперь препятствия стал чинить «экспертный военный совет» (по другим данным «военно-экспертный») в лице его члена, исполнительного директора Российского военно-исторического общества Андрей Назарова (этот деятель проводит политику Мединского и пару лет назад был его помощником; сейчас он выступает в защиту министра культуры по поводу плагиата диссертации и ездит со своим бывшим боссом вместе по регионам). На питчинге совет забраковал сценарий покойного Петра Тодоровского о любви русского и немки в 1945-м. При этом сценарист воевал и, можно сказать, видел все это своими глазами. Еще одному проекту - Кончаловского, рекомендовали исправить исторические неточности. Но это, конечно, не цензура! Просто, государство сценарий в нынешнем виде о русской аристократке во Французском сопротивлении не поддержит, а вот исправленный - вполне может!
Обратите внимание, что во всех случаях Минкультуры не согласен с трактовкой событий времен Второй Мировой. Очевидно, что это оплот национальной идеи, либо та тема, которую Мединский знает чуть лучше. Но речь далее пойдет про фактически запрещение показа картины, что ныне заменяется невыдачей прокатного удостоверения. В Чечне на частные деньги сняли картину про события февраля 1944 года в селе Хайбах.
Тогда, при сжатых сроках депортации чеченцев и ингушей, в конюшне сожгли 700 человек, которые не могли идти сами с гор (старики, больные, женщины и дети). Факт убийства в то время никак не был документально закреплен, либо скрывается до сих пор. Но было несколько правительственных комиссий (при Хрущеве и Ельцине), которые признали массовое уничтожение. Есть показания нескольких НКВДэшников, которые отказались стрелять по выбегавшим и еще один спасшийся, умерший пару лет назад. Село существует до сих пор: там есть сожженная конюшня и остатки тел. В наше время, когда власть любит себя чувствовать правопреемницей сталинской жесткой руки, признавать сей факт не захотели. В общем, очень все похоже на Катынь, с той разницей, что немцы сжечь людей здесь не могли точно. В ответе продюсеру из Минкульта сообщили, что по запросам в архивы документов о Хайбахе не выявлено и, следовательно, в основе сценария историческая фальшивка. Отчего демонстрация картины «будет способствовать разжиганию национальной розни». Со сканом документа можно ознакомиться
здесь На самом деле за фильмом давно уже шла охота, или, казенным языком, проверки. К создателям на этапе монтажа стали обращаться из Госкино, прокуратуры и прочих компетентных органов насчет предоставления еще не готового материала. Финальный монтаж показали в Минкультуры нескольким деятелям, включая первого зама Михалкова Сергея Лазарука (который поздравил режиссера после сеанса). Прокуратура ничего экстремистского в итоге не нашла и отстала. Таким образом, редут в виде Мединского-Тельнова стал последним, который нашел за что можно не допустить опасную картину на экраны. Разумеется, в таких вопросах все упирается в поддержку проекта в верхах, где одно движение пальца Кадырова могло изменить вердикт минкультовских историков на противоположный. Но картина была закончена в неудачное время. В этом году руководство Чеченской Республики приняло решение о запрете проведения траурных мероприятий 23 февраля, в день 70-летия сталинской депортации чеченцев и ингушей. Как отмечают многие, было это связано с закрытием Сочинской олимпиады, а единственный ослушавшийся правозащитник очень сильно пострадал за свою гражданскую позицию. Ранее был демонтирован мемориал памяти жертв депортации в Грозном, а улица имени единственного выжившего в Хайбахе переименована. И хотя в последние дни появилось сообщение о том, что по ситуации с невыдаче фильму удостоверения выскажется парламент Чечни, шансы этого события тают. Слишком уж завязаны ныне крепко верхи РФ и Чечни, чтобы поднимать какие-то спорные конфликтные темы. На примере "Приказано забыть" можно отчетливо увидеть, что может ждать фильм, противоречащий государственным установкам, пусть и снятый на частные деньги.
Обратимся к формулировкам из официального ответа Минкультуры. Речь идет о «разжигании национальной розни», а не «межнациональной», как это цитируют почти все СМИ, а также создатели фильма. В данном случае определение повторяет регламент выдачи прокатного удостоверения (основание для отказа в его выдачи), а тот, в свою очередь, 282-ю статью УК РФ. Как гласит комментарий к 282-й статье
«Под возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды понимается попытка создать конфликты между гражданами разных национальностей, рас или конфессий (религиозной принадлежности).» Давайте подумаем, у какой национальности может возникнуть конфликтная ситуация после демонстрации фильма? Русские? Тогда выходит, что воевали не советские люди, а русский народ (в Хайбахе, кстати, командовал расстрелом сотрудник НКВД Гвишиани). Но если не русские, то кто? Ведь не про социальную рознь Минкультуры пишет (у нас имеются, наделенные правами и хорошей судебной историей, социальные группы «скинхеды», «правительство» и «чиновники»). В общем, по уму продюсеру можно в суд подать и оспорить бумажку из Минкультуры, что, правда, приведет к выдаче новой бумажки с другим определением, написанным также косо (судиться с ними можно до бесконечности). Картина, кстати, по словам продюсера, была принята в качестве участника рядом зарубежных кинофестивалей в Венеции, Каире, Дубаи, Карловых Варах, Японии, Праге, а также на Международный Московский кинофестиваль и Международный фестиваль мусульманского кино в Казани. Можно, кстати, туда картину послать и без отечественного прокатного удостоверения. Закон этого не запрещает, но могут впаять штраф или срок, если экспертиза подтвердит слова чиновника (что вряд ли). Хотя, возможно, этого Минкульт и добивается - спихнуть все заграницу, чтобы в России с этим проблем не иметь.
Click to view
Ну и чтобы снизить градус сего тяжелого материала, приведу ответ из Минкульта, адресованный мне лично. В этом году я обратился туда по поводу эпизода в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Меня смутила историческая достоверность сцены с немецким летчиком, который гадил на корабль с ранеными. Вот, что мне ответили оттуда: