"Ной" (Д. Аронофски, США, 2014)

Apr 04, 2014 13:15



комикс "Ной", предварявший выход фильма и переработанные в процессе киноадаптации. На картинке Ной и, вероятно, Мафусаил

Заранее, еще до просмотра, изъявил желание написать текст про фильм. После этого отступать было нельзя, из-за чего пришлось штудировать соответствующую литературу. Впервые в жизни читал книгу по эзотерике, и даже не думал, что останусь довольным. В итоге, в текст вошла совсем небольшая часть из обнаруженных параллелей картины с апокрифами, - тут я впервые за долгое время схалтурил, решив не развивать далекую от меня тему. Объяснить попадание кого-то лишнего на ковчег куда интересней было бы объяснить классовой стороной вопроса, сославшись на "2012" Эммериха. В общем, пусть все мухи от нефилимов отделяют те, кто в теме - у Аронофски в "Ное" этот клубок почти однороден.

«Ной» не является попыткой строгого переложения ветхозаветного сюжета. Стиль картины Аронофски можно охарактеризовать как эзотерическое фэнтези. При более глубоком рассмотрении сценария в нем можно обнаружить пласт апокрифических сказаний и, прежде всего, книгу Еноха а также влияние герметической доктрины. Режиссер, таким образом, встает в ряд с Алехандро Ходоровским и Мэттью Барни, обильно использовавшими в своем творчестве алхимические и масонские мотивы. Однако, разбирать внутренний мир «Ноя» серьезно означает скатиться в уровни эзотерического знания, порой самого попсового характера, без уверенности в точном истолковании предмета описания. Тем более, что у персонажей фильма, помимо околобиблейских трактовок, имеется еще и развлекательный оттенок. Взять, например, падших ангелов, которые в фильме зовутся Стражами, по аналогии с Книгой Еноха. Глядя на этих каменных шестируких гигантов, никак не поймешь, каким образом они блудили с дочерьми человеческими? Зато обилие конечностей позволило Стражам красиво строить Ноев ковчег, а также сражаться с ордой людей. Эпизод битвы, кстати, отчетливо напоминает сцену из «Властелина колец», где люди-деревья энты дрались с орками. Таким образом, «Ной» сочетает в себе нестандартный подход к библейскому сюжету с визуальной привлекательностью, отсылающей к лучшим коммерческим образцам жанра фэнтези.

Аронофски, "Ной", Рабкор.ру, публикации

Previous post Next post
Up