"Орда" Прошкина: снаружи и изнутри

Sep 24, 2012 21:26



Ордынский инсайд

В прокат вышел фильм Андрея Прошкина «Орда». Хорошее время, чтобы напомнить о статье про этот фильм, которую я написал еще летом, во время ММКФ. Саму картину считаю хорошо сделанной, но пустой по содержанию, из-за того что к проекту было причастно несколько взаимоисключающих сил. И не стоит напирать на «житийность». Там столько напридумано про то, чего не было, что режиссер даже к Нанопыльному обратился, - мол, что делать/не возражаете? А Патриарх ему в ответ: «Раз этого нет в житии, то не факт, что не было в действительности». Типа, логики «все имею, но не ношу».

Стоит отдать должное Юрию Арабову в его попытках отразить современность в сценарии. Сам выбор верхушки Орды как прообраза нынешней российской власти смел и показателен. Монголы представлены как поработители Руси, как это можно прочесть и сейчас в отношении правящего клана из культурной столицы. В первой сцене мы видим, как в результате заговора погибает хан Тинибек, роль которого исполняет Андрей Панин. Очень красноречив выбор актера, до этого игравшего Владимира Путина ("Поцелуй не для прессы" и "Generation Пи"). После убийства правителя, в Орду приходит нестабильность и спустя несколько лет всё погружается в пучину раздоров. По сути, картина не о святителе Алексии, как это может показаться, но, в первую очередь о власти, потому что все значимые ленты у нас о власти. Поэтому фильм и называется "Орда", тем самым, подчеркивая основной посыл. Благодаря тем же мотивам у нас имеется картина "Царь", выросшая из проекта "Иван Грозный и митрополит Филипп". Власть - это главное действующее лицо всех социально-значимых проектов, спонсирующихся государством. Компании борются лишь за более талантливое отображение правящей нами силы во взаимоотношениях со своими вассалами от культуры.

Но рассказать здесь я больше хочу о странном тексте, якобы написанным церковными консультантами «Орды». Текст, вроде, стебный и очень смешной (на мой взгляд), но многое совпадает с тем, что о фильме написано и режиссер говорил на пресс-конференции и в интервью. Возможно это даже инсайд. В любом случае интересно, как у нас кино снимают) И про садо-мазо очень нравится!

…губернатор начал вмешиваться в творческий процесс на правах главного спонсора. Внезапно он захотел играть одну из ролей, причем не кого-то, а самого ордынского хана! Поначалу съемочная группа возражала, но, как выяснилось, этот шаг был неизбежен. Актер Андрей Панин, который должен был исполнять роль хана, активно занимался другими проектами, и привлечь его на съемочную площадку фильма было нелегким трудом. В итоге администрация приняла условие губернатора и освободила Панина, которого решили умертвить в одной из первых сцен картины. Но еще большие трудности были с исполнителем роли Алексия Максимом Сухановым. Актер отказывался сбросить вес, чтобы походить на старца. У него был плотный график съемок в других проектах, из-за чего часто возникали долгие паузы в нашем фильме. Все это привело к тому, что на первый план вышла история с Ордой, где всем заправлял губернатор, осуществлявший обильные материальные вливания в творческий процесс. С его подачи в консультанты был определен соплеменник-историк, специализировавшийся на внутриордынских отношениях. Он недавно написал докторскую диссертацию, где доказал что при дворе хана был точно такой же этикет, что и сейчас.



Меня в этом тексте удивило несколько вещей, которые я полез проверять. И действительно, Митрополит Алексий был фактически правителем Московского княжества при трех князьях. То есть противостояние власть-интеллигенция (в данном случае духовная) здесь не проходит, как это было в «Царе» с Янковским. И сцена с князем, получается, по-другому выглядела. А еще я обнаружил, что по некоторым версиям болезни Тайдулы не было вовсе, а сделано это было чтобы привезти Алексия в Орду для лечения хана, о недуге которого распространяться было нельзя. То есть мы видим совсем другой расклад отношений. После этого, «Орда» кажется совсем притянутой за уши сказкой ниочем. Хотя, все здесь о нынешней России, как говорят режиссер Прошкин, сценарист Арабов и неизвестные консультанты.

"Орда"

Previous post Next post
Up