За прошлую неделю прочитал три книги, две из которых были биографиями Стига Ларссона. Одна из них так мне понравилась, что я написал на нее рецензию. Текст про "Девушку с татуировкой дракона" тоже будет, - он почти готов и получился большим.
Петтерссон Я.-Э. Стиг Ларссон. Человек, который ушел слишком рано. Эксмо; Домино, 2011
Книга о Стиге Ларссоне возникла благодаря популярности его детективной трилогии. Однако поклонники умершего писателя будут удивлены, соприкоснувшись с этой, по сути, псевдобиографией. Потому что книга не столько о Стиге Ларссоне, сколько о времени и событиях, которые повлияли на становление его личности. Писатель оказался весьма колоритной фигурой. Выросший в симпатизировавшей левым среде, он с юных лет примкнул к троцкистам. Став активистом, Стиг в 23 года побывал в Эритрее, где устанавливал контакты с местным марксистским движением. Есть основания, что он передавал близким по духу организациям деньги и документы. Дополинно известно, что там же Ларссон обучал стрельбе из миномета женщин-повстанцев. Особенность повествования в книге состоит в том, что имя главного героя может не появляться в ней страниц 15, после чего возникнет в одном предложении и снова исчезнет надолго. Зато Петерссон подробно рассказывает про чехарду режимов в Эфиопии и вековую историю Гренады, где будущий популярный шведский писатель фигурирует лишь в небольших отрезках времени.
Книга разделена на три непохожих друг на друга части с названиями «активист», «картограф» и «автор детективных романов». Так как при жизни Ларссон так и не увидел своей прозы, вышедшей из печати, то вторая часть псевдобиографии гораздо больше остальных. В ней рассказывается о журналистской карьере Стига в антифашистской прессе. Читая историю распространения правых идей в Швеции, местами отличающуюся радикализмом, впадаешь в тихий ужас. Уже в 90-е годы фашистские организации целенаправленно уничтожали неугодных журналистов, - их расстреливали около собственного дома и закладывали взрывчатку под автомобили. Ларссон с самого основания и до внезапной смерти проработал в ведущем антифашистском издании - газете «Экспо». Сотрудники издания занимались тем, что выводили на свет ультраправых деятелей, укрывавшихся за внешней социальной риторикой. Коллектив журналистов был причастен к изданию сборника о партии «Шведские демократы», имевшей неплохие шансы на выборах в местный парламент. Националисты, сплотившиеся вокруг фигуры короля Карла XII и пользовавшиеся последствиями экономического кризиса конца 90-х переживали подъем. Доходило до абсурда: в Стокгольме на муниципальные деньги был организован центр молодежного досуга, куда приезжал король играть в дартс со скинхедами, что происходило под символикой организации «Белое арийское сопротивление» - волчьим крестом. Юные нацисты за государственные деньги обучались близкому по духу графическому дизайну, и слушали музыку «белой власти». Индустрии музыки в книге посвящено отдельное место, - забавно, что производители пластинок при печати текстов меняли слово «еврей» на «ты», близкие по звучанию, что позволяло обойти закон. Таким образом, книга про Стига получилась больше чем просто биография. Автор Петтерссон - издатель, с которым газета «Экспо», вместе с Ларссоном, готовили к печати книгу про неонацистов, рвущихся во власть. Текст не замкнут границами Швеции: распространение правых идей дано в масштабах всей Европы на протяжении почти сорока лет. Каждому активисту антифа-движения просто необходимо прочитать про бесценный опыт коллег, тем более, что ситуация в России напоминает Швецию десятилетней давности.
Стиг Ларссон за работой
Для любителей литературоведения написана третья глава, где рассказана история возникновения и развития шведского детектива. Исследование написано через отражение левых идей в героях ключевых книг полувека. Петтерссон иногда выходит за границы детективного жанра, рассказывая о трудном пути продвижения Пеппи Длинныйчулок к признанию критики, долгое время не в состоянии принять столь спорный и провокативный персонаж. Трилогия Ларссона рассматривается не просто как детективное произведение, но с феминистским уклоном и зарядом толерантности к мигрантам. Только прочитав все основные вехи жизни журналиста, можно до конца представить все хитросплетения «Миллениума» - трилогии, которую мир бизнеса смог поднять под себя, но не смог заглушить всю ту жестокую правду, ставшую фундаментом сенсационного успеха.