Была во вторник, 27го, на живых картинах Ван Гога и экскурсии по газгольдеру, организованной для сообщества петербургских блогеров
spbblog, за чьими мероприятиями я давно слежу, но все не получалось присоединиться. А вот теперь совпали желания с возможностями.
Ни для кого не секрет, что в Питере огромное количество разной промышленной архитектуры. В основном, это конец 19 века, так называемая кирпичная архитектура, так приятная моему глазу. Довольно большой ее процент на данный момент не используется по назначению и переоборудован или заброшен.
В середине 19 века для поддержки газового освещения улиц на Обводном канале (и не только там_ был построен газовый завод - а при нем несколько газгольдеров: резервуаров для хранения газа. Газгольдер был своего рода «газокачкой». Он не только накапливал газ, но и подавал его в газопровод под давлением. В основном это круглые двух-трехэтажные полые внутри здания с куполом и подземной частью, а так же остатками механизмов газоснабжения города. Вот газгольдер на Обводном, он высотой 20 м и диаметром 42 м, сверху его перекрывает плоский купол с радиальными металлическими фермами, связанными стальными прутьями.
Рисунок К. Кузема, 2011 год
Схема работы газгольдера "мокрого типа
В 1910 с появлением электричества газгольдер перестал выполнять функцию, для которой был предназначен. Длительное время газгольдеры стояли заброшенными, и только совсем недавно в них начали появляться магазины, кафе, бары, а газгольдеры на Обводном заселило креативное пространство "Люмьер-холл". Как я понимаю, начинали они с ночных просмотров кино: пустоые пространство позволяет разместить очень большие экраны по всему периметру :), а теперь там кроме этого выставки картин и фотографий по радиусу большого газгольдера на втором этаже, планиурется также обжить третий, плюс купол газгольдера в семь раз больше московского планетария (так говорят местные работники), так что можно сделать там огромный планетарий. Но основное, что там происходит сейчас - это проект "живые картины". По сути это некоторая подборка картин художника, одновременно транслирующаяся на много экранов вокруг тебя, со специально подобранной музыкой, небольшим количеством текста и малыми эффектами (например, мельницы на картинах Ван Гога вращаются). Ты лежишь во тьме на пуфе, окруженный движущимися проекциями картин и проникаешься :)
Сначала нас быстро провели через зал просмотра (сначала проходишь через черный коридор, чтобы глаза отвыкли чуток от света), потом мы посмотрели галерею на втором этаже (галерея сейчас монтируется, но висит некоторое количество информации по Ван Гогу и Фриде. Так же хорошо можно рассмотреть разницу между "родным" кирпичом и уже почищенным, а так же посмотреть на зону кафе и часть газгольдера сверху
После второго этажа группами по 3-4 человека мы ходили на смотровую плоащдку на третьем. Оттуда можно еще лучше увидеть газгольдер и смотровой зал, но там еще не все отремонтировано, большинство конструкций шатается, а в дальнейшем планируется делать выход на крышу, который пока смотрится очень стремно.
После этого мы отвлеклись от живых картин и сходили в соседнее помещение, где готовятся различные инсталляции, связанные с работой светом. Я не фанат современного искусства, но даже миленько.
В целом, дальше нас предоставили самим себе, и я пошла в зал, залегла на бинбеги и расслаблалась, окруженная ван Гогом. В целом это довольно круто, во-первых, вспоминаешь творчество художника и проникаешься, во=вторых как-то удивительно умиротворяет.
Картины самой различной цветности и красочности заливают пол и стены, мелькают, сменяют друг друга
Когда ван Гог закончился, у меня оставалось еще чуток времени, и я заглянула в соседний газгольдер на Рериха. Рерих менее красочен, менее удачно ИМХО выставлены экраны, зато более медитативная музыка.
А еще в большом газгольдере крутят рекламу следующей выставки, Айвазовского. Надо идти!