Десять заповедей (The Ten Commandments), 1956

Jan 24, 2023 14:46


Кинорулетка про пеплумы - спасибо dart_maus за организацию и четыре часа в компании Моисея.



Четыре часа! Хорошо мне - я мог поставить фильм на паузу, перекусить, размяться, уйти на работу, поспать, в конце концов, и спокойно продолжить просмотр с двадцать пятой минуты. Сочувствую зрителям, смотревшим его во время первоначального проката. В фильме предусмотрен антракт (была такая любопытная практика в те времена), но на мой взгляд это не сильно облегчало им задачу.
Хотя... Это для меня фильм про Моисея - всего лишь забавная безделушка, выпавшая в кинорулетке. Очевидно ведь, что для наших предков из далёких 1950-х этот принц египетский и пророк еврейский был практически современником, и потому наблюдать за его похождениями даже в течение четырёх часов, наверное, было для них гораздо увлекательнее, чем для нас. Не случайно «Десять заповедей» стал самым кассовым фильмом религиозной тематики (и оставался таким до 2014 года, когда его обошёл «Страсти Христовы»).
Если серьёзно, то с точки зрения кинематографии - это глыба. Как в своё время появление кинотеатров с экранами IMAX дало возможность полного визуального погружения в фильм за счёт того, что поле зрения полностью занято экраном, так и здесь - четырёхчасовая эпопея затягивает зрителя масштабом истории, погружает в повествование, а продолжительность фильма позволяет даже условно второстепенным персонажам получить массу возможностей для раскрытия и развития.

Неожиданностью для меня стало то, что на протяжении всех без малого четырёх часов я не заметил провисаний в динамике. В фильме постоянно что-то происходит, что-то разное, восхитительно зрелищное и увлекательное - от масштабных и детально проработанных строительных проектов (на уроках истории, посвящённых Древнему Египту, зашли бы на ура, с диким восторгом) до приёмов при дворе фараона, от исхода евреев из Египта до (конечно, куда же без самого знаменитого фокуса Моисея) расступившихся вод морских. С водами, кстати, совершенно потрясающий визуальный эффект, даже читать про организацию которого очень интересно, и можно представить, какое впечатление он производил на зрителей. Не случайно единственный Оскар, доставшийся «Десяти заповедям», был за спецэффекты.
В качестве одного из основных конфликтов в фильме представлено противопоставление Моисея и Рамзеса - двоюродных братьев (как все думали на тот момент) и соперников за трон и любовь женщины в начале фильма.



Во второй половине один из них становится пророком, избавляющим евреев из рабства, другой - фараоном, стремящимся сохранить могущество Египта. Много хвалят Чарлтона Хестона в роли Моисея и я подпишусь под каждым словом. Фактура, профиль классической скульптуры (его внешнее сходство со скульптурой Моисея работы Микеланджело стало одним из факторов для выбора на эту роль), две фактически разные роли - молодого принца, успешного в битвах и в строительстве городов во славу фараона, и одухотворённого старца, узревшего лицо бога и ставшего его пророком и инструментом. Но ещё больший восторг для меня - Юл Брюннер в роли Рамзеса. Прямой наследник трона египетского, который не мог уступить ни власть, ни женщину, а, когда, казалось, он смог одержать победу над Моисеем, это стало началом его собственного конца. Для Брюннера эта роль была одной из самых любимых и это чувствуется. Как и его персонаж, он не собирался уступать первенство своему партнёру по фильму, но, в отличие от Рамзеса, добился большего успеха, и сам Хестон позднее признавал, что Брюннер сыграл великолепно.
Пока настраивался на просмотр и пока смотрел - думал, что буду иронизировать над тем, как глупо потратил четыре часа, но, чем больше времени проходит после этого, тем сильнее утверждаюсь в мысли, что безусловно рад, что посмотрел.  Вспоминаю отдельные эпизоды, осознаю масштаб картины и понимаю, что кинорулетка творит добро.

Previous post Next post
Up