Источник:
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/07/08/648453-reiting-parnasСтатья опубликована в № 4112 от 08.07.2016 под заголовком: Разность потенциаловПотенциальный рейтинг партии «Парнас» в 18 раз выше реального
Но чтобы к нему приблизиться, нужна «фантастическая ситуация», считают эксперты
08.07.16 00:19
Ведомости Касьянова знают больше, чем партию, говорит зампред «Парнаса» Константин Мерзликин
М. Стулов / Ведомости
Более половины россиян ничего не слышали о партии «Парнас», зато ее председателя Михаила Касьянова знают 66% опрошенных - таковы результаты закрытого исследования, проведенного «Левада-центром» по заказу «Парнаса». Положительно к партии относятся 3,9% опрошенных, отрицательно - 23%, еще 41% не знают о ее существовании. При этом 5,5% респондентов «могли бы проголосовать» за «Парнас» на выборах в Госдуму, однако, имея перед глазами список из нескольких партий, «Парнас» выбирают лишь 0,3%. 52% согласны с утверждением, что «нынешний кризис в стране - системный и требует системных решений».
Касьянова знают больше, чем партию, говорит зампред «Парнаса» Константин Мерзликин, поэтому «задача - подсесть на узнаваемость Касьянова, чтобы это сработало на партию». Опрос убедил партийцев в правоте выбранной стратегии, говорит Мерзликин: «Люди согласились с наличием системного кризиса, а у нас лозунг - «перезагрузи систему». Партии надо выйти из либерального загончика, чтобы привлечь более широкий электорат, и Мальцев (блогер Вячеслав Мальцев, второй в партсписке «Парнаса». - «Ведомости») - часть этой картины, у него есть свой тип электората, который пойдет за ним».
Чтобы набрать 5,5% голосов потенциального электората - а при явке в 60% это 9% голосов, - нужна активность со стороны партии, которая бы убедила людей прийти на выборы, объясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «Партии надо дойти до каждого избирателя, как делал Навальный на выборах мэра, и не иметь противостояния от властей. Если представить такую фантастическую ситуацию, то может быть такой процент. Но реальность будет, вероятно, другой, денег на такую кампанию нет, да и никаких решительных действий тоже». При этом ни за что не стали бы голосовать за «Парнас» 13,3%, говорит социолог: «Больше только у «Яблока» - 19% и традиционно у ЛДПР - 15,5%. Пока что баланс симпатий и антипатий не в пользу «Парнаса». Большинство избирателей раздражает позиция либералов, но на выборах не надо, чтобы тебя все любили, надо, чтобы в тебя поверил потенциальный электорат - а он верит в решительных политиков».
Готовность голосовать имеет слабую конвертацию в реальные голоса, считает политолог Александр Пожалов: «Эти цифры бьются с числом людей, которые испытывают недоверие к деятельности президента». «Парнас» стал говорить не о смене системы, а о ее перезагрузке, но все равно воспринимается как антипутинская оппозиция, а настроенный так электорат не приходит на участки, добавляет эксперт: «Чтобы привести его на выборы, «Парнасу» надо быть основной силой среди демократов - а он уже ею не является. Должны быть яркие лидеры - их нет. Должна быть активная кампания, но сейчас даже сторонники демократов не верят хоть в какой-то результат партии». Демократический электорат часто недооценивают, возражает политолог Александр Кынев: «Он не ходит на участки, не веря в прохождение партий, в честный подсчет, не веря в выборы вообще. Еще часть голосов перетекает за другие протестные списки. Но скорее эти цифры говорят о том, что скандалы и контрпропаганда могли иметь обратный эффект». Сейчас партии надо вести кампанию на местах, а ее нет, указывает эксперт: «Нужно было расширять коалицию, а не разрушать ее. Но чем честнее будут выборы и подсчет, тем лучше результат будет у оппозиционных партий».
Стремясь расширить свой потенциальный электорат, эта партия, кажется, совершает ту же ошибку, которую в своё время сделали руководители СПС: размывание собственного политического лица. Надеясь привлечь не вполне своих или даже вообще не своих, можно потерять часть как раз своих.